В Китае официально зарегистрирована корпорация по проектированию и производству крупных пассажирских авиалайнеров. Компания, названная China Commercial Aircraft («Коммерческие авиалинии Китая»), располагает уставным капиталом в 19 млрд юаней ($2,7 млрд), сообщает китайское агентство «Синьхуа». Основными акционерами стали государство, правительство Шанхая, а также два авиастроительных холдинга Китая – Первая и Вторая китайские авиапромышленные корпорации (AVIC I и II). Разработкой собственных вместительных лайнеров – не менее чем на 150 посадочных мест – правительство рассчитывает снизить зависимость от зарубежных производителей.
На данный момент около 50% китайского авиарынка занимает американский Boeing, еще 35% — европейский Airbus.
По прогнозам Airbus, до 2026 года китайский авиарынок увеличится в пять раз. Специалисты Boeing уточняют, что за этот период стране потребуются не менее 2,6 тысяч новых воздушных судов, общей стоимостью более $200 млрд. Потребность в региональных самолетах частично закроет ARJ-21 — китайский самолет на 85 мест. Новый же лайнер будет разработан ближе к концу этого срока. По мнению аналитика RM&G Sec Ленара Хасизова, создание собственного вместительного самолета займет около 10 лет. Впрочем, благодаря существенному финансированию, производственным мощностям и кадровым возможностям этот период может быть сокращен до пяти лет, — считает Севастьян Козицын из «Брокеркредитсервис».
Китайские власти понимают, что набирать обороты «Коммерческие авиалинии» будут долго. Коммерческий директор корпорации Джин Цхуанглонг признает, что поиск в Китае талантливых профессионалов и разработка национального лайнера-гиганта займет много времени. Таким образом, прогнозировать, когда китайский лайнер сойдет со стапелей, пока невозможно, передает Financial Times Deutschland.
По прогнозам китайского правительства, на исследования потребуются $4–7 млрд инвестиций.
Действительно, Китай не может пока похвастаться собственными разработками. Так, недавно выпущенный Китаем истребитель J-11 оказался пиратской копией российского СУ-27СК. В апреле текущего года Россия официально уведомила Китай о недопустимости подобного копирования, нарушающего межгосударственные договоренности. С 90-х годов XX века Китай занимался сборкой СУ-27СК, в 2004 году страна в одностороннем порядке разорвала соглашение по дальнейшему сотрудничеству.
А уже в 2007 был представлен прототип J-11, причем китайский вариант оказался значительно дешевле российского оригинала.
Видимо и сейчас власти Китай могут пойти по такому же пути. Самолетостроение требует длительных конструкторских разработок, отлаженной инфраструктуры, финансовых вложений, в том числе на НИОКР. Гораздо легче сделать «пиратскую» копию, чем, собственно, и известен Китай. «Если лайнер и получится, то это будет близкий аналог самолетов Boeing или Airbus», — считает аналитик RM&G Sec Ленар Хасизов. Впрочем, производство стали в стране налажено, производство и сборка самолетов также не станет новинкой, ведь благодаря дешевой рабочей силе в Китай вынесено изготовление компонентов для крупнейших европейских и американских авиакомпаний. Остается самый острый момент, подчеркивает аналитик, — уникальная техническая разработка. «В техническом плане Китай значительно отстает, — считает Ленар Хасизов. – Думаю, они ограничатся копией лайнера Boeing или Airbus предыдущего поколения».
«Национальных самолетов вообще уже не существует как таковых», — возражает аналитик БКС Севастьян Козицын. По его мнению, Китай будет официально привлекать при разработке лайнера иностранные концерны, используя зарубежные технологии на законном основании, — для этого у Китая вполне достаточно ресурсов. Впрочем, суть от этого не меняется, самолет окажется пусть законной, но компиляцией.