«Русал» закрыл сделку по приобретению блокпакета Михаила Прохорова (25% + 1 акция) в ГМК «Норильский никель» за 14% своих акций и денежные средства. Как уже писала «Газета.Ru», в последний момент структура сделки поменялась. «В ходе переговоров изменились отдельные параметры, в том числе общая сумма сделки и соотношение денежной суммы и числа акций», — заявили «Газете.Ru» в фонде «Онэксим» Михаила Прохорова.
Прохоров теперь получит не 11% акций алюминиевой компании, как планировалось ранее, а целых 14%.
При этом доли других акционеров «Русала» изменятся пропорционально, что позволит Олегу Дерипаске сохранить контрольный пакет в алюминиевом гиганте. Денежная составляющая сделки по-прежнему не оглашается, но, по разным данным, составляет около $6 млрд. Все ключевые договоренности были реализованы в полном объеме, отметил представитель «Онэксима», комментируя поступления денежных средств на счета фонда. Видимо, именно из-за ожидания подтверждения платежа «Онэксим» долго отказывался комментировать сделку.
К тому же до последнего момента сделка была под угрозой срыва: Прохорова не устраивали условия договора алюминиевого гиганта с банками, финансирующими покупку. В частности, он хотел прописать в договоре право продать свои акции в следующем году обратно «Русалу», если тот не проведет давно обещаемое первичное размещение акций на бирже. Кроме того, у пакета был альтернативный покупатель — бывший бизнес-партнер Прохорова Владимир Потанин. Обсуждалась и возможность продажи доли Прохорова в «Норникеле» консорциуму Потанина и Алишера Усманова, которые параллельно обговаривали формат слияния ГМК и «Металлоинвеста».
Благодаря таким выигрышным условиям Прохоров сумел в последний момент «набить цену» своему пакету в ГМК.
К тому же во время переговоров у него всегда оставался самый сильный аргумент.
«Он мог пригрозить «Русалу» продажей своих бумаг тандему Потанина и Усманова, в случае если алюминщики не пойдут на уступки и не предложат большую сумму», — полагает аналитик Собинбанка Николай Сосновский. Впрочем, не исключено, что увеличение пакета в «Русале» — своеобразная «плата за риск», которую получил Прохоров в обмен за отказ от условия продажи своих акций обратно «Русалу» в 2009 году.
Сделка нелегко далась контролирующему акционеру «Русала» Олегу Дерипаске. Как сообщил источник «Газеты.Ru», банки опасались финансировать покупку акций «Норникеля» из-за «перекредитованности и переоцененности» алюминиевой компании. Однако после того, как акционеры алюминиевой компании (Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и компания Glencore) дали личные гарантии, банки предоставили необходимые $4,5 млрд. Денежные средства в рамках сделки были обеспечены синдицированным кредитом, который предоставили ABN Amro, Barclays Capital, BNP Paribas, Calyon, Credit Suisse, Goldman Sachs, ING, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Natixis и UniCredit Group. Впрочем, такой внушительной суммы оказалось недостаточно: холдингу пришлось резко сократить и внутренние затраты.
В «Русале» бюджет административных расходов с января был урезан наполовину, рассказал источник «Газеты.Ru», близкий к алюминиевой компании.
Судя по всему, Дерипаска очень хотел заключить эту сделку и надеялся на успех: поздно вечером в среду, когда источник «Газеты.Ru» сообщил о совершении покупки, контролирующий акционер «Русала» заявил: «Для меня эта сделка закрыта с ноября». Более того, он решил лично принимать участие в жизни компании — алюминщики уже выдвинули четырех своих кандидатов в совет директоров «Норникеля». Это акционеры «Русала» Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, гендиректора «Русала» Александр Булыгин и Тай Берт в качестве независимого директора. Избрание кандидатов алюминиевой компании в совет директоров будет обсуждаться на годовом собрании акционеров «Норникеля», которое состоится в июне.
Личное участие в руководстве компании необходимо Дерипаске и для решения своей главной проблемы в «Норникеле»: после такого нелегкого закрытия сделки с Прохоровым ему все же не удастся стать полноправным хозяином «Норникеля».
Другой акционер ГМК Владимир Потанин, видимо, не намерен расставаться со своим пакетом.
«Позиции Потанина в никелевом гиганте все равно будут значительно сильнее, чем у Олега Дерипаски, — считает аналитик Собинбанка. — С учетом выкупа доли Прохорова в «КМ Инвесте» Потанин получит более 30% бумаг «Норникеля», кроме того, пока на его стороне лояльный совет директоров и миноритарии».
Приход Дерипаски в «Норникель» вызовет «проседание» бумаг ГМК на рынке, поскольку в таком случае неизбежен конфликт внутри компании, отмечает эксперт, что уже продемонстрировало падение бумаг почти на 4% в четверг после новостей о сделке.
Впрочем, эксперты не исключают, что в дальнейшем стороны все же могут прийти и к трехстороннему соглашению, договорившись об объединении «Норникеля», «Металлоинвеста» и «Русала» в один глобальный холдинг с капитализацией около $150 млрд. Эксперт «Финама» Денис Горев считает при этом, что в сделку могут войти все активы «Металлоинвеста», кроме сталолитейных.
Вероятность такого объединения действительно высока, поскольку подобные сделки последние годы активно поддерживаются высшим руководством страны:
всем отраслям российской экономики поставлена задача по созданию суперкомпаний, которые смогут занять лидирующие места на международных рынках.
Стоит напомнить, что сам «Русал» как объединенная компания создавался с благословения властей. И о присоединении «Норникеля» к другим крупным компаниям слухи ходили давно — в качестве «поглотителя» даже назывался алмазный монополист АЛРОСА, однако в итоге был выбран другой вариант.
Реалии российского крупного бизнеса теперь таковы, что подобная сделка неизбежно должна обсуждаться с участием властей. Вечером в четверг действующий президент России Владимир Путин встретился с Владимиром Потаниным. Официально сообщается, что на встрече обсуждалась реализация международных проектов «Интерроса» Потанина. Однако вряд ли президент не поинтересовался будущим ГМК, одной из самых крупных компаний страны.