Представители Delta AirLines объявили о покупке Northwest более чем за $3 млрд. Сделка пройдет за счет обмена акций, держатели бумаг Northwest получат 1,25 акций объединенной компании за одну свою акцию, это на 17% выше рыночной стоимости по данным на 14 апреля. Совокупный годовой оборот авиакомпаний составляет около $35 млрд. Соглашение о слиянии двух компаний должно еще получить одобрение в антимонопольном комитете США.
После слияния новая авиакомпания оставит название Delta и сохранит головной офис в Атланте. Должность исполнительного директора объединенной Delta займет Ричард Андерсон, исполняющий ту же должность в Delta AirLines.
Ориентировочная рыночная стоимость объединенной Delta достигнет $17,7 млрд.
Авиакомпания станет крупнейшей в мире по числу авиапассажиров, ее совокупный флот составит 800 самолетов. К тому же маршрутные сетки двух авиакомпаний фактически не пересекались — в итоге Delta будет обслуживать 390 городов в 67 странах.
В случае успешного осуществления сделки убыточные сейчас американские компании рассчитывают снизить ежегодные расходы на $1 млрд. Напомним, что на американских авиакомпаниях кризис, наступивший в мировой индустрии авиаперевозок после трагедии 11 сентября 2001 года, отразился сильнее всего.
Более того, спад пассажироперевозок в США продолжается.
«По прогнозам аналитиков всего мира, к 2009–2010 году пассажиропоток снизится еще больше, — говорит аналитик ИК «Антанта-Капитал» Александр Чуриков. – Объединение – это единственный способ для выживания авиакомпаний». Правда, по словам аналитика, опыт объединения российских авиакомпаний (например, альянс AiRUnion) показывает, что финансовое положение участников союза от этого не улучшается. Зато у крупных компаний больше возможности получить доступ к кредитам.
Целью объединения станет повышение международной конкурентоспособности объединенной авиакомпании. Сейчас на деятельность перевозчиков серьезно давят бюджетные авиакомпании, но снижать стоимость перевозок убыточным Delta AirLines и Northwest нереально, это лишь повысит расходы. «Авиационное топливо является одним из продуктов глубокой переработки нефти, — объясняет аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Соответственно, при росте цен на нефть увеличивается и цена авиационного керосина, причем она растет даже быстрее, так как глубокая переработка увеличивает стоимость конечного продукта». Так, с начала 2006 года цена нефти марки Brent выросла на 75,1%, а цена авиатоплива – на 83%.
По мнению аналитиков, реального сокращения затрат слияние не принесет, но позволит авиакомпаниям справиться с высокими ценами на топливо и обратиться к поддержке финансовых институтов. Нынешняя сделка может дать импульс для дальнейших слияний на рынке американских перевозок. В частности, как пишет The Wall Street Journal, авиакомпания United Airlines может попытаться объединиться с Continental.
Напомним, что раньше Delta Airlines уже вела переговоры с другой американской авиакомпанией United Airlines (UAL). Но той сделке слишком многое мешало. Например, UAL входит в авиационное объединение Star-Alliance, в то время как Delta Airlines является членом альянса SkyTeam. В случае объединения UAL пришлось бы присоединиться к SkyTeam, в результате альянс объединил бы все четыре крупные американские авиакомпании (UAL, Delta, Continental и Northwest). Антимонопольным органам это вряд ли понравилось бы. А Northwest в любом случае входит в SkyTeam, что снимает проблему.