Второму по величине в мире производителю вина и алкогольных напитков Pernod Ricard удалось обойти прежнего фаворита борьбы за Absolut американскую Fortune Brands. Считалось, что Fortune имела больше шансов на успех благодаря своему 10-летнему договору с Absolut о дистрибуции на ключевом для шведов рынке США.
Среди претендентов на Absolut были также Bacardi и шведская группа Investor.
Благодаря покупке одного из крупнейших и быстрорастущих брендов в мире — Absolut французы смогут стать ведущими производителями водки класса люкс с 27% долей рынка, а также еще больше приблизиться к лидеру рынка алкогольных напитков Diageo. Водка Absolut дополнит уже имеющиеся у Pernod бренды виски Chivas, Ballantine's, рома Havana Club, шампанского Mumm, коньяка Martell и джина Beefeater.
Absolut — главная ценность компании Vin & Sprit. Сейчас Absolut — четвертый по популярности и продажам бренд в мире, он уступает лишь водке Smirnoff, рому Bacardi и виски Johnnie Walker. В прошлом году было продано 10,7 млн ящиков по 12 бутылок.
Около половины продаж приходится на США.
Первую водку, ставшую национальной гордостью шведов, выпустил Ларс Олссон Смит в 1879 году. Позже в 1917 году была основана компания Vin & Spirit как государственный монополист в области производства и распространения алколгольных напитков. В 1979 году водка, знаменитая также своими рекламными кампаниями, начала продаваться за пределами Швеции. Популярность бренда была такова, что идеолог поп-арта Энди Уорхол в 1985 году использовал его в одной из своих картин. В декабре 2006 года шведское правительство решило приватизировать Vin & Spirit.
Удача Pernod в Швеции положит конец переговорам французов о приобретении прав на другой всемирно известный водочный бренд — «Столичная». Pernod Ricard стала эксклюзивным дистрибутором водки Stolichnaya за пределами России после приобретения компании Allied Domecq в 2005 году. Французская компания долгое время вела переговоры с российской стороной о полном приобретении прав на бренд «Столичная». На сегодняшний день водку под брендом «Столичная» в России производит и реализует «Союзплодоимпорт», а за рубежом компания SPI.
Срок действия соглашения о дистрибуции между Pernod и SPI должен был истечь в 2010 году. После того как шведское правительство заявило о приватизации Absolut, Pernod решила участвовать в аукционе и неоднократно говорила, что может позволить себе купить обе компании, но не будет этого делать.
Многие аналитики говорили тогда, что регуляторы, скорее всего, не разрешат одной компании купить оба водочных бренда.
Переговоры о покупке прав на «Столичную» осложнялись еще и тем, что российское государство в лице «Союзплодоимпорта» постоянно пыталось оспорить право компании SPI на производство и продажу водки под знаменитым брендом за рубежом. «Газета.Ru» писала, как летом прошлого года Генпрокуратура заочно осудила совладельца SPI Юрия Шефлера.
Сейчас Pernod сообщила, что сделка с V&S означает прекращение продаж «Столичной».
Pernod продолжит продавать водку под этим брендом на временной основе, пока не будет выбран новый дистрибутор, говорится в сообщении французской компании.
Absolut — узнаваемый бренд в мире, говорит аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая. «Pernod взвесила все за и против дистрибуции «Столичной» и поняла, что лучше сфокусироваться на бренде Absolut, контролирующем 9% американского водочного рынка, крупнейшего рынка в денежном выражении», — считает аналитик. Покупая Absolut, Pernod выбрала стратегию продвижения Absolut по всему миру, сделав упор на американском рынке с устоявшейся структурой потребления, сочтя его более прозрачным.
Судя по всему, покупка Absolut — последняя из серии больших сделок в алкогольной отрасли, в ходе которых водка Grey Goose перешла Bacardi, LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton SA приобрела Glenmorangie Scotch, а Pernod Ricard — своих конкурентов Allied Domecq и Seagram.