О планах объединения было объявлено в июне прошлого года. В мае, на следующий день после взрыва на шахте «Юбилейная», входящей в «Южкузбассуголь», «Евраз» выкупил доли менеджмента в компании и стал контролировать 100% своего ключевого поставщика угля.
В «Распадской» «Евраз» контролирует сейчас 40%, столько же — менеджмент этой компании во главе с ее гендиректором Геннадием Козовым. После завершения сделки по слиянию «Распадской» должно было принадлежать 100% акций «Южкузбассугля», при этом «Евраз» должен был получить контроль над объединенной компанией. В ожидании слияния с «Распадской» Геннадий Козовой возглавил и «Южкузбассуголь». В среду «Евраз» объявил, что отказался как от слияния, так и от услуг Козового.
По словам аналитика «Финам» Дениса Горева, сомнения в том, что компании смогут объединиться, появились еще в конце прошлого года. Камнем преткновения в переговорах, вероятно, стала оценка компании.
С июня, когда «Евраз» объявил о грядущем слиянии, поменялась рыночная конъюнктура, и акции «Распадской» ввиду роста цен на уголь подорожали почти в два раза. По словам аналитика Альфа-банка Максима Семеновых, сейчас капитализация «Распадской» составляет $5,2 млрд, тогда как в июне компания стоила всего $1,88 млрд. Капитализация «Южкузбассугля» оценивается примерно в $1,7 млрд.
При такой оценке «Евраз» не получил бы контроля над объединенной компанией.
Кроме того, отмечает Максим Семеновых из Альфа-Банка, у Козового, известного специалиста и одного из лучших менеджеров угольной промышленности, было свое видение того, как компания должна была развиваться. После объединения потоки угля с «Распадской», скорее всего, были бы перенаправлены на украинские предприятия «Евраза», говорит аналитик «Финама», и при этом нельзя быть уверенным, что ценообразование было бы адекватным. «Южкузбассуголь» – сложный актив, с низкой рентабельностью. В прошлом году на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» произошли аварии, что снизило стоимость компании.
«При высоких ценах на уголь и прогнозах, что текущая конъюнктура сохранится на ближайшие год-два, «Распадской» более выгодно развиваться обособленно»,
— говорит Горев.
«Южкузбассуголь» и «Распадская» столкнулись, по-видимому, с теми же проблемами, что и совладельцы «Норникеля» Владимир Потанин и Михаил Прохоров, безуспешно пытающиеся разделить бизнес с конца прошлого года, говорит Денис Горев, — акции компании выросли, оценка предприятия поменялась, и оба бизнесмена оказались в тупике.
Объединению с «Распадской» «Евраз» предпочтет интеграцию «Южкузбассугля» с заводами «Евраза» и недавно купленными украинскими активами. Ранее «Евраз» сообщал, что собирается купить несколько предприятий химической и рудной отрасли в Днепропетровской области.