Руководитель Ространснадзора Геннадий Курзенков предложил выделить в рамках авиакомпании UTair вертолетную «дочку». Такое мнение Курзенков озвучил на заседании коллегии во вторник, назвав причиной участившиеся катастрофы воздушных средств UTair. «В компании существуют самолеты разных типов, вертолеты, и из-за этого есть проблемы с управлением, система управления не охватывает все типы авиасредств и всю систему безопасности», — цитирует «Прайм-ТАСС» главу Ространснадзора.
На саму авиакомпанию предложение Курзенкова особого впечатления не произвело. Официальных комментариев, по словам главы службы по связям с общественностью, от UTair вообще не последует.
В качестве авиаперевозчика UTair входит в пятерку крупнейших авиакомпаний, в 2007 году было перевезено 2,9 млн пассажиров. Помимо регулярных пассажирских перевозок компания специализируется на использовании вертолетного парка для нужд нефтегазовой отрасли. Таким образом, компания совмещает два разноплановых бизнеса.
«Можно сделать допущение, — говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, — что совмещение двух видов деятельности может привести к снижению уровня безопасности».
Что бы ни послужило причиной, но проблема с системами безопасности налицо: только в 2007 году с флотом UTair произошли три авиакатастрофы. Крупнейшая из них произошла в марте в самарском аэропорту, когда авария самолета Ту-134 привела к гибели шести человек. Еще две – катастрофы с вертолетами Ми-8 в Либерии (ноябрь) и Конго (декабрь). По предположению следствия, последняя авария связана с использованием контрафактной лопасти.
«Система управления требует определенного вмешательства», — считает Геннадий Курзенков. Вероятно, это действительно так, только вот решать это предстоит не Ространснадзору. Номинальным держателем основного пакета акций компании (75,64%) является «Центральный сургутский депозитарий», реально распоряжаются пакетом, по некоторым данным, структуры, аффилированные с «Сургутнефтегазом».
В любом случае принимать решения о возможном разделении компании на две профильные — пассажирскую и вертолетную — могут только ее акционеры, отмечает Олег Пантелеев.
Заявление Курзенкова, по мнению аналитика, может быть не более чем личным мнением или выражением позиции ведомства, но никак не началом реального разделения компании.
Среди специалистов рынка бытует и другое мнение. Вероятно, что в такой форме Ространснадзор выдвигает UTair условия дальнейшего существования компании на российском рынке, в качестве альтернативы предлагая закрытие. Претензий к перевозчику у авиационных ведомств накопилось за последнее время немало: к авиакатастрофам и подозрению в использовании контрафактной продукции можно добавить замечания Еврокомиссии. Как ранее писала «Газета.Ru», для UTair и еще четырех авиакомпаний были введены временные ограничения на использование самолетного парка при полетах в страны Евросоюза до ликвидации всех претензий европейской комиссии. Если общий объем претензий ведомств к UTair достиг критической точки, мог встать вопрос о закрытии компании. Но такое решение невыгодно из-за высоких объемов перевозок компании, признают специалисты. Отсюда и своеобразный компромисс.