Многочисленные нарушения соглашения со стороны северодвинского предприятия «Севмаша» вынудили норвежских судовладельцев разорвать контракт на поставку 12 танкеров-химовозов водоизмещением 45 тыс. тонн, заключенный в 2004 году.
Причиной послужили задержки поставок: первое судно планировалось сдать еще в 2007 году, а также требование российской госкомпании увеличить сумму контракта с $500 млн до $544 млн.
В пятницу Odfjell распространила сообщение, согласно которому «в связи с серьезными задержками в строительстве, сочетавшимися с требованиями повышения цены, продолжающимися проблемами в сотрудничестве и затянувшимися переговорами Odfjell решила направить «Севмашу» уведомление о расторжении контракта». Помимо отказа от поставок норвежская компания требует от «Севмаша» возмещения издержек. В случае, если компании не смогут договориться самостоятельно, дело будет разбирать Стокгольмский коммерческий арбитраж.
Судя по всему, конфликт был неизбежен. Повышение договорной цены связано с продолжающимся в течение последних нескольких лет ростом цен на сталь и, как следствие, ростом издержек, считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын. «Все страдают от роста цен на сталь», — добавляет аналитик. Сумма контракта действительно была невысока, из расчета около $41 млн за танкер-химовоз, в то время как сейчас на рынке разовый покупатель может приобрести аналогичный продукт за $61 млн.
Впрочем, три года назад это называли «контрактом века» — он был крупнейшим из заключенных Odfjell контрактов на постройку судов.
Нынешние проблемы с норвежскими партнерами — не первый неприятный инцидент на северодвинском предприятии. Например, оно все никак не может выполнить другой, еще более крупный контракт — на модернизацию авианосца «Адмирал Горшков» по заказу Индии. Готовое судно должно было оказаться у индийских ВМС в 2008 году, однако из-за серьезных ошибок в смете проекта модернизация затянется на целых три года – до 2011 и потребует дополнительного финансирования.
Оба контракта были заключены в 2004 году. Причину проблем специалисты видят в ошибке прежнего руководства «Севмаша» при оценке объема работ.
В случае с «Горшковым» смета была занижена на 60–70%. В ситуации с танкерами менеджмент, видимо, не учел повышения цен на сырье, что сильно удивило экспертов.
«Строительство танкеров предполагает длительный производственный цикл, требуется от трех до пяти лет, чтобы построить танкер, – говорит аналитик ИГ (организация запрещена в России) «КапиталЪ» Михаил Пак. — Поэтому, скорее всего, стороны обговаривали в контракте возможное изменение цены и увеличение себестоимости».
«Все упирается в финансирование, — считает Геннадий Суханов из «Тройки-Диалог». — Компании не могут справиться с рисками повышения цен на металл. Бюджет, который первоначально закладывался, не покрывает расходы». По мнению аналитика, уязвимость компаний перед проблемой подорожания сырья объясняется также определенными сложностями с финансированием кораблестроения в России.
В любом случае, какими бы ни были причины нынешних проблем, потеря контракта, переговоры по которому длились целых два года, может пресечь попытки «Севмаша» выйти на европейский рынок гражданского судостроения.