В ноябре прошлого года компания Владимира Лисина договорилась о покупке за $600 млн столкнувшейся с угрозой банкротства «Макси-Групп», пообещав инвестиции, рефинансирование долга и кредит.
С «Макси-Групп» НЛМК имеет неплохие шансы занять сильные позиции на быстрорастущем российском рынке сортового проката (который отсутствовал в ассортименте НЛМК), а также полностью обеспечивать свои потребности в металлоломе, отмечали аналитики Банка Москвы. Сортовый прокат используется в строительстве, и одной из причин роста спроса на стальную продукцию стал в прошедшем году строительный бум, темпы которого не снижаются.
Первоначально «Макси-Групп» заинтересовала владельца «Металлоинвеста» Алишера Усманова, однако впоследствии он отказался от сделки.
Все более или менее крупные металлургические предприятия — «Северсталь», «Мечел», Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), ТМК и ММК были в числе претендентов на акции или активы «Макси-Групп».
На прошлой неделе представитель НЛМК говорил, что пока не собирается увеличивать долю в «Макси-Групп», однако еще в прошлом году на всякий случай подал ходатайство в ФАС о покупке 100%.
Антимонопольному ведомству не понравилась поспешность НЛМК. «На момент подачи ходатайства ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» уже владело контрольным пакетом акций ОАО «Макси-групп», о чем ФАС России не была уведомлена», — говорится в сообщении ФАС. «Данная сделка — одна из крупнейших в черной металлургии за прошедший год. В ходе рассмотрения ходатайства было выяснено, что сделка совершена до получения согласия ФАС России. Совершение подобных крупных сделок в отсутствие согласия антимонопольного органа абсолютно недопустимо. Сейчас мы прорабатываем дальнейшие действия в отношении компании, такие как применение штрафных санкций», — приводятся в сообщении слова начальника управления контроля промышленности Алексея Ульянова. НЛМК, в свою очередь сообщила, что не собирается оспаривать возможный штраф, пообещав исправить неточности в ходатайстве и представить в ФАС новый документ.
Запрет на покупку 100% акций вызвал удивление аналитиков, ведь ассортимент НЛМК и «Макси-Групп» не одинаков и объединенная компания не могла занять доминирующее положение на рынке. НЛМК производит в основном плоский прокат, тогда как «Макси-Групп» — сортовой прокат, которого нет в ассортименте НЛМК. Аналитик Собинбанка Николай Сосновский не думает, что НЛМК грозит большой штраф.
По его мнению, НЛМК либо отделается небольшим денежным штрафом или продаст часть активов, если таково будет предписание ФАС.
Соглашается с ним и Дмитрий Смолин из «Уралсиба», говоря, что штраф будет несущественным для НЛМК. В мае прошлого года «Газпром», например, купил контрольный пакет крупного нефтеперерабатывающего завода («Салаватнефтеоргсинтез») в обход ФАС, за что ему грозил штраф всего в $20 тыс. Сама покупка уже оформлена и сегодняшнее заявление ФАС может привести лишь к юридическому затягиванию сделки, считает аналитик. К тому же НЛМК не впервой сталкиваться с ФАС и решать конфликты в свою пользу: в 2006 году НЛМК купил компанию «ВИЗ-Сталь» и стал фактическим монополистом на рынке трансформаторной стали в России.
Некоторые аналитики предполагают в свою очередь, что запрет ФАС на покупку 100% акций «Макси-Групп» может быть связан с тем, что совладелец «Макси-Групп» екатеринбургский бизнесмен Николай Максимов пытается задействовать административный ресурс на фоне слухов о переговорах с Лисиным о дальнейшей судьбе оставшихся у основателя компании акций.