Парфюмерная сеть «Арбат Престиж» после задержания ее владельца Владимира Некрасова постепенно начинает испытывать трудности: так, из магазина «Арбат Престиж» на улице Тверской, 18/1 (ТЦ «Тверской пассаж») исчезли товары Max Factor, Versace, Pupa, Biotherm, Lumene, Maybelline, L`Oreal. По словам источника в Henkel, компания полностью прекратила поставки в «Арбат Престиж», и вопрос об их возобновлении не стоит. А один из партнеров сети, концерн «Калина», обратился в суд, чтобы вернуть долги по поставкам. Иск подан в арбитражный суд Свердловской области 30 января 2008 года.
«Калина» просит взыскать задолженность в размере более 41 млн руб. и проценты за просрочку.
Стоит отметить, что подобные конфликты на российском розничном рынке случаются достаточно часто — сети любят задерживать платежи поставщикам. Достаточно жестко проходят переговоры сетей и поставщиков продукции о ценах поставок. Например, в 2003 году у «Арбат Престижа» уже был конфликт с поставщиками, когда сеть не смогла договориться о ценовой политике с компанией «Селдико» (эксклюзивный дистрибьютор в России косметики и парфюмерии LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton).
Однако сейчас арест владельца, похоже, создал серьезную проблему. «На самом деле у «Арбат Престижа» всегда были крайне жесткие условия для поставщиков, на которых настаивал сам Некрасов», — говорит источник «Газеты.Ru» в одной из компаний — поставщиков «Арбат Престижа», пожелавший остаться анонимным. Поэтому можно предположить, что новые проблемы сети – результат давления «Арбат Престижа» на дистрибьюторов. «Вероятно, «Арбат Престиж» сейчас и хотел бы пойти на уступки, — говорит источник, — но неясно, чем закончится судебное разбирательство, и поэтому руководство «Арбат Престижа» не сможет сейчас договориться с дистрибьюторами».
В целом и дистрибьюторы, и конкуренты «Арбат Престижа» избегают разговоров о будущем компании и отношениях с ней, ссылаясь на то, что в данный момент ситуация неясна. Однако неофициально многие начали обсуждать возможную продажу сети. Как заявлял адвокат Некрасова Александр Добровинский, владельцу компании предложили продать бизнес в обмен на прекращение уголовного дела. Назвать покупателей Добровинский отказался. Конкуренты «Арбат Престижа» — L'Etoile и Ile de Beaute — отрицают интерес к покупке сети.
Поэтому кто может купить парфюмерно-косметическую сеть — пока загадка. «Арбат Престиж» стоит $1,5–2 млрд с учетом недвижимости, которой обладает сеть, и финансовых показателей, считает Сергей Фильченков из ИК «Финам». При этом о возможном интересе к сети стали говорить и на рынке недвижимости. Как сообщил адвокат Некрасова, в собственности «Арбат Престижа» находятся 23 магазина, а еще 70 – в долгосрочной аренде. По мнению директора департамента инвестиций компании «Миэль–Коммерческая недвижимость» Максима Брусова, стоимость 150 000 кв. м, которые находятся в собственности сети, может составить около $200 млн, хотя, скорее всего, большая часть из них заложена, поэтому оценить их достаточно сложно. «В приобретении эффективно работающий торговой сети всегда есть заинтересованность, — считает директор департамента консалтинга Becar Commercial Property Moscow Роман Соков. — Особенно при условии, что недвижимость в собственности».
Подобная компания, имеющая высокий уровень узнаваемости в среде конечного потребителя — иначе говоря, готовый бизнес с сформировавшимся целевым потребительским сегментом, является интересным объектом покупки, прежде всего для инвестиционных фондов, которые в результате получат раскрученный бренд и фактически продолжат его развитие, считает руководитель аналитического отдела компании «ПАНФИЛОВ ПОДКОВА и партнеры» Михаил Васильев. «Но при этом маловероятно, что кто-либо из конкурентов пытается таким способом «рейдануть» «Арбат Престиж», поскольку Некрасов имеет репутацию весьма серьезного человека», — уверен Максим Брусов. По мнению эксперта, конфликт, скорее всего, связан с проблемами в области поставки парфюмерии — акцизы, налоги, таможня, контрафакт и т. д.
Тем не менее, считает руководитель департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова, прежде всего эта сеть будет интересна для других парфюмерных сетей, как местных, так и международных. «Например, холдинга «Единая Европа» (развивающего, в частности, такой бренд как Ile de Beaute), сети L'Etoile и т. д.», — предполагает Михаил Васильев.
Эксперты считают, что конкуренты могут купить сеть как целиком, так и просто отдельными объектами, которые интересны для развития их магазинов.
Однако возможен и другой сценарий – новый владелец магазинов станет развивать их под прежним брендом. «Ведь «Арбат Престиж» является очень раскрученной маркой, поэтому, приобретя магазины и оставив их прежний бренд, новые операторы смогли бы значительно сэкономить на продвижении», — считает Ольга Широкова. Также плюсом является то, что магазины были высокопосещаемы, а следовательно, можно точно предсказать высокий спрос на аналогичные товары именно в тех местах, где торговые точки были расположены.
Могут заинтересоваться освобождающимися площадями и девелоперы, которые в последнее время стали открывать непрофильные направления бизнеса, отдавая предпочтение торговым сетям как наиболее прибыльному бизнесу. В таком случае сеть из 23 крупных магазинов, имеющих выгодное месторасположение, однозначно привлекательна для инвесторов, потому как сейчас в Москве наблюдается острый дефицит торговых площадей.