«30 лет назад я был невыездным, не мог покинуть СССР, а потому и фильма быть не могло, — объясняет Владимир Познер тот факт, что мечта снять фильм об Америке, задуманная в 1978 году, осуществилась только сегодня. — Кроме того, существовало противостояние между СССР и США, при котором сложно было представить себе такой фильм на телевидении».
Сегодня, 30 лет спустя, посмотрев первую серию проекта «Одноэтажная Америка», тоже задаешься вопросом — то ли у нас курс меняется, то ли Владимира Познера уж очень любят на телевидении и не только. В последние годы США снова стали пусть не столь ненавистными, как в годы «холодной войны», но не менее ожесточенно нелюбимыми. Причем если советская нелюбовь к США заканчивалась на политическом уровне, то сегодня она приобрела и политический, и бытовой характер.
Впрочем, Владимир Познер надеется, что нелюбовь к Америке вовсе не является государственной политикой.
«То, что этот фильм показывают на Первом канале, уже указывает на то, что все иначе, — говорит он. — В советское время существовала антиамериканская пропаганда, но не было антиамериканизма у рядовых граждан. Сегодня же США не любят на бытовом уровне. По-моему, объясняется это нашим комплексом неполноценности, потому что мы видим, что живут они лучше. Ну и американской политикой, конечно». Впрочем, для Познера Америка совсем не страна, ведущая войну в Ираке, теряющая роль мирового гаранта экономической стабильности и с трудом оправляющаяся после 11 сентября. Он показывает Америку открытых, доброжелательных людей, стремящихся к осуществлению американской мечты, а потому много работающих и никуда не опаздывающих. Америка для него страна со своими проблемами, болями и горестями, с жестокой историей и не менее безжалостным настоящим, но столь целеустремленная, поэтичная и достойная, что вызывает чувство здоровой зависти.
Правда, особую зависть должен вызвать этот фильм у коллег Владимира Познера с телевидения, поскольку при всех их мучительных попытках делать патриотические документальные фильмы, призывающие любить нас и не любить их, зритель начинает не любить авторов фильмов и метаться в поисках того, кого же действительно стоит любить. Познер снимает об Америке поистине патриотическое кино, потому что его щемящая любовь к этой стране слышна в каждой строчке фильма, даже когда он просто читает цитаты из Ильфа и Петрова.
Первую серию фильма показали на Первом канале только в понедельник, поэтому неизвестно, как его восприняли зрители — нет пока ни данных рейтингов, ни бурной дискуссии в интернете.
Мнения блогеров разделились: одним фильм просто очень понравился, другие пошли по предсказуемому пути, договорившись до того, что «Одноэтажная Америка» — пропагандистский проект, чуть ли не снятый на деньги американских спецслужб.
На самом деле фильм снят на деньги Первого канала, «Газпромбанка», Ford и MacDonald's, а также Федерального агентства по культуре и кинематографии и по СМИ. Продюсеры картины признаются, что проект был крайне дорогостоящий, снято было более 400 кассет. К сожалению, из отснятого материала в фильм вошла лишь малая часть. К примеру, интервью Владимира Познера с Биллом Гейтсом, которое длилось около часа, пришлось сократить до 1 минуты — Америка оказалась слишком большой страной, чтобы поместиться даже в 16-серийный проект. За время съемок группа проехала 17 тысяч километров, побывав в 25 штатах и 50 городах, повторяя маршрут, который почти столетие назад проложили Ильф и Петров.
Впереди еще 15 понедельников с Владимиром Познером и Иваном Ургантом, путешествующими по Америке. Кстати, Ургант стал соведущим Познера в этом проекте далеко не сразу. Познер хотел пригласить Леонида Парфенова, но тот тогда еще был занят журналом «Ньюсвик» и поучаствовать не смог. Потом собирались позвать в проект Николая Фоменко, который тоже не смог отправиться в такое длительное путешествие из-за графика своих автогонок.
Потом, по словам Познера, ему предложили в соведущие «человека с эстрады, который очень не любит Америку».
Однако такая идея ему совсем не понравилась. Когда же ему сказали об Иване Урганте, Владимир Познер и вовсе не понял, о ком речь. «В 2006 году я еще не знал, кто такой Иван Ургант, — рассказал он. — Я совершенно не представлял, о чем мне с ним разговаривать, ведь нельзя только шутить, надо говорить о чем-то серьезно». Однако при первом же знакомстве ведущие понравились друг другу.
Получился, надо сказать, очень удачный тандем: ностальгирующий Познер и с интересом глядящий по сторонам Ургант смотрятся весьма органично. Теперь ведущие с нетерпением ждут результатов рейтингов — от этого зависит, будут ли они снимать «продолжение» о странах Западной Европы. О России при этом Владимир Познер снимать не хочет. «Мне кажется, будет странно, если я буду рассказывать нашим соотечественникам о нашей стране, — говорит он. — Было бы интереснее, если бы приехали американцы и сняли о нас фильм, посмотрели со стороны, не зная языка, не зная особенностей. Так было бы правильнее».