С середины февраля на Mail.Ru открывается branded channel СТС – совместный проект телеканала СТС и Видео@Mail.ru. Теперь пользователи Mail.ru смогут в режиме реального времени наблюдать за закадровой жизнью звезд, смотреть фрагменты сериалов и программ. К примеру, уже сейчас для нового проекта готовы фрагменты из ситкома «Папины дочки», сюжеты с кастингов, закадровые эпизоды со съемок программ «Кто умнее пятиклассника?», «Очень русское ТВ» с Вадимом Галыгиным и передачи «Хорошие шутки». По словам исполнительного продюсера СТС Вячеслава Муругова, канал так ищет еще одну возможность диалога со зрителями, поскольку поклонники СТС – активная аудитория, для которой интернет – неотъемлемая часть жизни. Кстати, очередной шаг в интернет СТС сделал еще в середине ноября прошлого года, заключив контракт о сотрудничестве с YouTube.
Впрочем, менеджеры СТС оказались не первыми российскими телепродюсерами, которые поняли, что пора перенимать опыт у западных телеканалов. В конце прошлого года официально в сеть вышел ТНТ, договорившись с YouTube о трансляции фрагментов своих программ, самых популярных номеров Comedy Club и других рейтинговых проектов во всемирную сеть. Еще раньше такой договор с популярным видеосервисом заключил кабельный канал Russia Today.
Так российские телевизионщики попытались использовать опыт мировых каналов. Дело в том, что после многочисленных конфликтов, связанных с авторскими правами на ролики, которые пользователи выкладывали на этот известный портал, в октябре 2006 года YouTube заключил первые контракты о лицензионной трансляции телепрограмм на своем сайте. Пионерами стали компании CBS и Universal media.
YouTube при этом обязался следить за появлением в своей сети пиратских копий и удалять их при размещении.
В дальнейшем YouTube сумел договориться и с другими крупными телекомпаниями, в частности с BBC, CNN, NBC, Antena 3, RTP, VPRO. На этом фоне российский младший брат YouTube – RuTube – тоже заключает контракты на лицензионное вещание телеканалов в сети. С RuTube уже договорились ТВ3 и О2ТВ.
Более крупные российские телеканалы решили пойти своим путем: «Россия» пока выкладывает фрагментов выпусков новостей на своем сайте, НТВ и вовсе ограничился размещением на своем сайте картинок и заставок для рабочего стола со своими логотипами и ведущими. А вот Первый канал, как всегда, стремится обогнать конкурентов. Выпуски новостей телеканала вывешиваются на его сайте. К тому же уже создано сразу пять специальных интернет-каналов для активных пользователей. Среди них «Первый в сети», на котором осуществляется круглосуточное вещание Первого канала, «Фабрика звезд в сети», на котором транслируются лучшие моменты из всех семи сезонов этого проекта, канал «Лучшее на Первом», на котором транслируются самые рейтинговые программы Первого канала, «Спорт на Первом» — трансляция спортивных матчей в прямом эфире, а так же телеканал «Ирония судьбы. Продолжение» — интервью с актерами фильма, трейлеры и многое другое. В ближайшее время будет запущен еще один телеканал – «Первый документальный», на котором будут транслироваться документальные и научно-популярные фильмы Первого канала. По данным Первого канала, за три месяца вещания в интернете новые каналы уже собрали 1 млн 300 тысяч посетителей. Среднее время просмотра – до трех часов.
Однако массовый выход российских каналов в сеть сдерживается объективными факторами. В развитых странах большинство пользуется широкополосным доступом с высокими скоростями. В России же пока смотреть видеоролики без задержки через интернет могут далеко не все. По данным ФОМ, осенью 2007 года российская интернет-аудитория составила около 29,4 млн человек — около 26% жителей России. Но, по разным оценкам, скоростным интернетом пользуются менее половины сетевой аудитории. Таким образом, сразу же возникает вопрос, а есть ли смысл идти телеканалам в интернет, если потребителей здесь не так уж много – ведь именно от количества потребителей зависит интерес рекламодателей к проекту.
Пока интернет-бизнес показывает хорошую динамику. Например, по данным международного исследования Nielsen NetRatings, около 77% российских интернет-пользователей когда-либо совершали покупки в сети.
Эксперты считают, что в будущем произойдет перераспределение рекламных телевизионных бюджетов.
«Когда появится новый способ продвижения, который будет не менее эффективен, чем телевидение, телевизионные рекламодатели пойдут в этот сегмент, — говорит директор по pr компании IMHO VI (подразделение «Видео Интернешнл», занимающееся реализацией рекламных возможностей в интернете) Олег Николаев. – Телевизионщики, размещая свои телепроекты в интернете, должны попытаться переманить своих рекламодателей в сеть. Думаю, у них это получится».
С представителем IMHO VI согласен и директор службы блогов компании «Суп» Антон Носик. «За последнюю неделю ко мне обратились три компании с миллиардной капитализацией с идеей размещать свою рекламу в блогах, — рассказывает он. – Все они в 2007 году попробовали разместиться в интернете и поняли, что в 2008 году они уже направят значительную часть своих бюджетов именно в этот сегмент».
По словам Носика, на сегодняшний день телеканалы борются за перетягивание нескольких десятков тысяч телезрителей, при том что только в Москве широкополосный доступ есть у 5 млн человек.
Однако, по мнению экспертов, сейчас прогнозировать, как будут распределяться рекламные доходы в интернет-сегменте, довольно сложно. Но в данном случае есть за что бороться — последние три года эти доходы увеличивались ежегодно в два раза.