После трех месяцев безуспешных попыток поглотить крупнейшего британского производителя пива Scottish & Newcastle (S&N) пивоваренные гиганты Carlsberg и Heineken согласовали схему покупки и последующего раздела компании на условиях, приемлемых для S&N. Новое предложение, сформулированное компаниями в пятницу, оценивает шестую по величине пивную компанию в мире в 7,8 млрд фунтов стерлингов ($15,3 млрд). По завершении сделки во II квартале этого года Carlsberg получит контроль над самым привлекательным активом компании – холдингом Baltic Beverages Holding (BBH), которому принадлежит крупнейшая пивоваренная компания России «Балтика» и которым сейчас на паритетных началах владеют и S&N, и Carlsberg.
Помимо владельца «Балтики» Carlsberg получит французский, греческий, китайский и вьетнамский бизнес британского пивовара, а голландской Heineken, в свою очередь, переходит контроль над подразделениями в Великобритании и других европейских странах, а также в США и Индии.
О намерении купить Scottish & Newcastle (S&N) Carlsberg и Heineken впервые сообщили в октябре прошлого года. Перспектива продажи и последующего разделения компании, однако, не обрадовала руководство S&N, которое попыталось дать отпор навязчивым претендентам: на рынке появились слухи, что британцы могут или продать принадлежащие им 50% BBH, или заключить стратегическое партнерство с другими крупными игроками пивного рынка SABMiller или Anheuser-Busch, чтобы избежать поглощения. Carlsberg и Heineken три раза делали предложения британцам (за 720, 750 и 780 пенсов за акцию), на которые те методично отвечали отказом и лишь 17 января согласились обсудить сделку на условиях 800 пенсов за акцию.
Самым привлекательным активом S&N считался именно холдинг BBH, который работает на семи восточноевропейских рынках: российском (третьем по величине пивном рынке мира), украинском, казахском, белорусском и в трех прибалтийских государствах. По последним данным Росстата, напоминает аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая, в прошлом году производство пива в России выросло почти на 16%. В последующие годы рост потребления пива и, соответственно, производства может замедлиться до 3–5%, говорит Яроцкая. По оценкам лидера отечественной пивной индустрии «Балтики», рост российского рынка пива в первом полугодии 2007 года составил 22,7%.
По мнению Яроцкой, «эта сделка, скорее всего, положительно скажется на деятельности «Балтики», так как стратегия развития и цели BBH станут будут чёткими, поскольку все решения будут приниматься одним акционером».
Пивные компании озабочены в настоящий момент растущими ценами на ячменный солод и алюминиевые банки и стремятся сократить издержки, развивая вместе с тем рынки сбыта для своей продукции. Согласно озвученным планам компаний, Heineken надеется через четыре года после окончания сделки снизить издержки на 120 млн фунтов, Carlsberg рассчитывает сэкономить через три года 126 млн фунтов. «В один прием мы создали самую быстроразвивающуюся пивоваренную компанию в мире. Мы теперь полностью контролируем судьбу российского предприятия и других подразделений, принадлежащих BBH», — сказал глава Carlsberg Йорген Буль Расмуссен.
Особый интерес компаний к российским активам объясняется быстрым ростом нашего рынка. Например, аналитик «Финама» Сергей Фильченков считает, что в дальнейшем «позитивная динамика рынка сохранится», чему будут способствовать «инновационное развитие пивной отрасли и смещение потребительского спроса на слабоалкогольные напитки».
Разговоры о консолидации пивного рынка не прекращались в течение последних нескольких лет.
Например, одной из последних сделок в пивном секторе стала покупка за $1,2 млрд голландского конкурента Grolsch британской SABMiller.
Крупнейший британский пивовар долгое время считался главным кандидатом на поглощение. Весной прошлого года на рынке появились слухи о заинтересованности Diageo и SABMiller в покупке британцев. Наиболее вероятным претендентом на покупку, однако, всегда считался именно датский Carlsberg.