Один из крупнейших мировых производителей алюминия российская компания «Русал» (ОК «Российский алюминий») собирается перенести свое IPO с Лондонской фондовой биржи в Гонконг. Причину такого решения нужно искать в обострении отношений между Москвой и Лондоном и возможном ужесточении британских правил листинга, пишет газета Financial Times.
По словам анонимного представителя «Русала» возможность переноса IPO в Гонконг составляет 95%.
Представитель холдинга полагает, что инвесторы в Гонконге «более жадные» до русских компаний, чем инвесторы в Лондоне.
Повлиять на решение о переносе IPO может и ужесточение правил листинга в Лондоне. Дело в том, что многие компании проводят свои размещения в Лондоне из-за более простых по сравнению с американскими правил входа на биржу. «Если вы хотите создать здесь такие же правила, как на Нью-Йоркской фондовой бирже, то это не будет особо привлекательным», — заявил британскому изданию менеджер компании, пожелавший остаться неизвестным.
Однако опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают размещение отечественного алюминиевого гиганта в Гонконге маловероятным. «Ни одна из российских компаний никогда не проводила IPO в Гонконге, — говорит эксперт Банка Москвы Дмитрий Скворцов. — Более того, акции отечественных компаний вообще не торгуются на этой азиатской бирже». «Ключевым фактором при IPO является интерес потенциальных инвесторов, а в Гонконге с «Русалом», как и с другими мировыми горно-металлургическими компаниями, мало знакомы», — соглашается аналитик Lehman Brothers Владимир Жуков.
Все крупнейшие металлургические игроки, например BHP Billiton и Rio Tinto, выбирали в качестве площадки для размещения именно Лондон.
В самом «Русале» объявлять время и место выхода на биржу пока не торопятся. «Планы компании в отношении размещения остались неизменными — мы планируем IPO в течение 3 лет с момента совершения сделки по объединению, которая была осуществлена в марте 2007 года, — заявила «Газете.Ru» представитель алюминиевой компании Ольга Санарова. — Никаких решений в отношении более точных сроков размещения, размера или меcта размещения мы не принимали». Выход на биржу в течение 3 лет после слияния, напомним, был предусмотрен соглашением акционеров «Русского алюминия», СУАЛа и Glencore. Весной были выбраны организаторы IPO — Morgan Stanley, J. P. Morgan и Deutsche Bank.
Размещения компании на рынке ожидали еще осенью прошлого года, однако из-за проблем с рыночной конъюнктурой и судебных тяжб Олега Дерипаски с его бывшими партнерами по бизнесу долгожданное IPO было отложено.
В наступившем году также вряд ли стоит ожидать размещения алюминиевой компании, более того, оно может совсем не состояться, считают эксперты. Дело в том, что за скорейший выход на биржу выступал второй владелец компании — Виктор Вексельберг, контролирующий же акционер «Русала» Олег Дерипаска неоднократно заявлял, что не слишком настроен выводить свою компанию на IPO. Кроме того, проблемы на фондовых рынках и низкие цены на алюминий не слишком благоприятствуют размещению, считает аналитик Банка Москвы.
К тому же у алюминиевого гиганта есть и более насущные проблемы: «Русал» сейчас находится в процессе покупки блокирующей доли Михаила Прохорова в ГМК «Норильский никель». На этом компания Олега Дерипаски останавливаться не намерена: судя по всему, «Русал» хочет затем выкупить долю другого акционера ГМК, Владимира Потанина, и создать масштабную диверсифицированную компанию с капитализацией в $100 млрд. На выкуп доли Потанина алюминиевому гиганту могут потребоваться значительные финансы. Одним из вариантов привлечения средств как раз и могло бы стать первичное размещение «Русала», не исключает эксперт Lehman Brothers. После завершения сделки с Прохоровым блокирующий пакет «Русала» мог бы стоить на бирже около $12 млрд, считает Скворцов.