Подведены итоги работы в 2007 году двух крупнейших авиастроительных корпораций — Boeing и Airbus. Отчеты по финансовой деятельности появятся ближе к весне, но уже сейчас можно проследить основные успехи и неудачи. Уже второй год Airbus, лидировавший до этого на протяжении шести лет, уступает американскому Boeing в количестве проданных лайнеров. И все же европейский концерн удерживает первенство по количеству поставок. «2007 оказался очень трудным, но в то же время очень успешным для Airbus», — заявил сегодня в Тулузе глава европейского концерна Томас Эндерс.
К концу 2007 года у Airbus набралось 1341 заказ (в 2006 году — 790 заказов), по каталожным ценам это примерно 157,1 млрд евро. У Boeing это количество составляет 1413 твердых заказов (в 2006 году — 1050).
Это почти уравнивает общее количество заказов в портфелях мировых лидеров авиастроения.
Что касается поставок готовых лайнеров покупателям, европейцы доставили 453 машины, в то время как американцы чуть меньше — 441.
Высокий спрос специалисты объясняют высокими продажами самолетов в азиатско-тихоокеанском и ближневосточном регионах, а также хорошими результатами бюджетных перевозчиков по всему миру. Помимо этого, спрос обусловлен потребностью авиакомпаний в обновлении воздушного флота из-за высоких цен на топливо и повышения экологических требований. По статистике обеих компаний, авиакомпании проявляют интерес ко всему спектру продукции, а не только к новым разработкам авиагигантов.
При этом обе компании в течение года столкнулись с проблемами при производстве новых самолетов. Поставки первых A-380 отстали от графика на два года, а Boeing-787 Dreamliner задержится на шесть-семь месяцев. Пока это не отпугивает покупателей.
Некоторый проигрыш Airbus в заказах скорее всего вызван рядом реорганизационных проблем. Отсрочка выпуска А-380 привела к смене главы компании и полному изменению структуры руководства материнской компании EADS. В итоге была разработана и внедрена программа жесткого экономического оздоровления Airbus (Power 8).
Программа вызвала массовое неудовольствие сотрудников компании и привела к нескольким крупным забастовкам во Франции, Германии и Испании.
В 2007 году были ликвидированы примерно 3 тыс. из 10 тыс. рабочих мест, которые исчезнут к 2010. Как объявил Томас Эндерс, благодаря Power 8 в 2007 году было сэкономлено около 500 млн евро (вместо запланированных 300 млн).
Планы на ближайшее будущее у европейского концерна самые оптимистичные. Наконец-то начнутся основные поставки A-380 покупателям, а через год первый A-320 запустит новый завод Airbus в Китае. Вынос производства за пределы еврозоны будет продолжаться, следующее строительство планируется в Америке.
Зато Boeing могут ожидать проблемы как раз в связи с задержкой выпуска B-787 Dreamliner. В среду Boeing сообщил о переносе первого вылета Dreamliner с первого квартала 2008 года на конец второго квартала, пишет Financial Times Deutschland.
Причина в трудностях с комплектующими и со сборкой, — ситуация почти зеркально повторяет начало развития кризиса в Airbus с выпуском A-380.
Таким образом, покупатели начнут получать лайнер не с конца текущего года, а лишь в начале 2009. Среди полученных компанией заказов 369 касаются Dreamliner, среди них 22 заказа от «Аэрофлота» и 15 от «S7». Западные аналитики предупреждают о серьезных штрафах со стороны компаний-заказчиков. Слухи о задержках привели к снижению акций Boeing на 4,71%.