Строительство газопровода «Южный поток», по которому через акваторию Черного моря российский газ должен пойти в Болгарию и далее в Европу, может затянуться. Министр экономики и энергетики Болгарии Петр Димитров заявил, что руководство страны может отложить подписание соглашения.
Стороны планировали подписать документ в ходе визита президента России в Болгарию 17–18 января текущего года.
В телевизионном выступлении в среду Димитров сказал, что Болгария и России обсуждают права собственности на активы. Однако эксперты считают, что причина этих заявлений кроется в другом.
«В этом вопросе идет большая геополитическая игра, — объясняет ведущий научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин. — Болгария — бедная страна и очень хочет получить максимум от вступления в Евросоюз, который, в свою очередь, пытается максимально диверсифицировать потоки газа, сократив участие России. Однако у Болгарии свои локальные интересы, и она попытается получить максимум за транзит российского топлива и собственно российский газ».
«В этой непростой ситуации Болгария будет маневрировать между Евросоюзом и Россией. С одной стороны, она заинтересована в российских энергопоставках, с другой — не хочет выглядеть в глазах европейцев пророссийским государством, — поясняет заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Дело осложняется тем, что Болгария уже участвует в российском проекте, правда, нефтяном».
Речь идет о нефтепроводе Бургас--Александруполис, строительство которого по планам должно начаться 18 января. По мнению Макаркина, участие сразу в двух таких проектах может подпортить имидж Болгарии в глазах Европы, пытающейся избавиться от российской энергозависимости, и руководство страны будет крайне осторожно в отношении «Южного потока».
Кроме того, в этой большой игре не обошлось и без США.
«Страны бывшего соцлагеря заинтересованы в энергетическом сотрудничестве с Россией. Однако руководство этих государств достаточно жестко контролируется со стороны США, которые пытаются реализовывать свои альтернативные проекты в Европе. Думаю, что на Болгарию было оказано давление, — добавляет ведущий научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин.
Тем более, что у США есть прямой интерес. «Южный поток» напрямую конкурирует с проамериканским проектом — Nabucco. Если «Южный поток» будет построен, то необходимость в Nabucco фактически отпадает.
Однако, по мнению политологов, у России есть возможность нивелировать влияние США.
«Россия может оказать контрдавление на США с помощью своих союзников в Европе — Германии и Франции, крайне заинтересованных в российских энергоресурсах», — считает Орешкин. Да и в Болгарии, по всей вероятности, пойдут на серьезные уступки, так как для России важен этот проект. «Если этот проект не будет реализован, то это подорвет позиции России на мировой арене, поэтому будут приложены все усилия для его осуществления, — уверен Шатилов. В этом свете визит российского президента в Болгарию, по мнению Макаркина, повышает шансы на успех проекта, хотя и не делает их абсолютными.