В России появилась третья после «Русснефти» и Sibir Energy вертикально интегрированная компания, созданная по рыночному принципу без участия в приватизации государственной собственности. Шведская West Siberian Resources (WSR) и нефтяная компания «Альянс» Мусы Бажаева объявили о слиянии. Соответствующий меморандум был подписан во вторник между акционерами «Альянса» и WSR, говорится в пресс-релизе компании West Siberian.
НК «Альянс» станет 100-процентной «дочкой» West Siberian, а 60% акций WSR после допэмиссии будут принадлежать акционерам «Альянса». По сообщению пресс-службы West Siberian, капитализация объединенной компании составит около $2,5 млрд.
Участники рынка уверены, что объединение компаний благотворно скажется на их деятельности. «Альянс» был слабо представлен в секторе нефтедобычи – менее 500 тыс. тонн в год. В конце прошлого года компания даже заявляла, что в 2008 году намерена приобрести актив в нефтедобывающей сфере, однако пошла по другому пути, — объясняет начальник аналитического отдела ФК «Открытие» Халиль Шахмаметьев. — В основном деятельность «Альянса» была связана с нефтепереработкой. У «Альянса» два крупных НПЗ — Хабаровский и Херсонский, которые в целом перерабатывают почти 5 млн тонн нефти в год. У West Siberian была противоположная проблема: при ежегодной добыче в 1,44 млн тонн отсутствие перерабатывающих мощностей».
«Поэтому объединение компаний, безусловно, выгодно для них обоих».
«Тем более что Хабаровский НПЗ как раз обладает свободными мощностями, а пускать «посторонних» было бы не совсем выгодно для компании», — добавляет аналитик Собинбанка Михаил Занозин.
Эффективность объединенной компании, по мнению участников рынка, повысится. Основное преимущество вертикальной интеграции — надежность поставок, экономия на издержках и масштабе, контроль над добавленной стоимостью внутри одной организации. С экономической точки зрения диверсификация активности снижает общий риск для компании. «Поэтому рентабельность вертикально интегрированной компании будет выше, нежели у каждой из них по отдельности, — добавляет эксперт «Антанты-капитал» Тимур Хайруллин, — ведь полный цикл от добычи до переработки позволит существенно снизить затраты».
Кроме того, слияние позволит компании уже в ближайшем будущем обладать большим денежным потоком, чем раньше, выше котироваться на рынке и повысит вероятность участия в крупных проектах.
Правда, на фоне скандальной истории с «Русснефтью» и ее бывшим владельцем Михаилом Гуцериевым, созданной по такому же принципу, возникают опасения, что новую компанию постигнет та же судьба. Эксперты считают, что такая вероятность существует, хоть пока она и незначительна.
«В настоящее время активно идет процесс консолидации крупных нефтегазовых активов в руках государства. Поэтому такой возможности исключать нельзя. Но если это и случится, то только через несколько лет. После борьбы за активы ЮКОСа у госкомпаний отмечается дефицит денежных средств, который они не смогут преодолеть в кратчайшие сроки», — прогнозирует один из участников рынка.
По мнению Занозина, вероятность повторения сценария с «Русснефтью» в отношении новой компании минимальна.
«Глава «Альянса» Муса Бажаев достаточно аккуратно ведет свой бизнес, стараясь не переходить дорогу госкомпаниям. Более того, «Альянс» даже продал 97% акций Находкинского порта «Роснефти», — напоминает Занозин. Аналитик уверен, что этот шаг обеспечил Бажаеву если не гарантию сохранения бизнеса, то его относительную безопасность.