Первый канал снова попытался совершить прорыв в отечественном шоу-бизнесе. Накануне Нового года все СМИ писали о том, что генидиректор Первого Константин Эрнст и режиссер обоих «Дозоров» Тимур Бекмамбетов замахнулись на святое — во всех кинотеатрах страны запустили продолжение любимого народом новогоднего фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». Как и в случае с «Дозорами», на продвижение нового фильма была брошена вся рекламная мощь Первого, что отразилось на его новогоднем вещании. К рекламе проекта стоит отнести не только рекламные ролики и многократно повторенную песню из фильма в исполнении Аллы Пугачевой и Кристины Орбакайте.
Сам знаменитый фильм Эльдара Рязанова был призван для продвижения нового проекта.
Этот ход помог не только кинопрокату фильма, но и вполне ожидаемо принес хороший рейтинг самому каналу. Наши соотечественники настолько обожают этот фильм, что, несмотря на обилие новых проектов, лиц, актеров и кардинально изменившуюся жизнь в стране, предпочитают в канун Нового года смотреть именно «Иронию судьбы». В этот раз фильм стал абсолютным рекордсменом рейтинга: из ста лучших программ отечественного ТВ в новогодние праздники только «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова собрала долю 38,1%. Это не только самая высокая доля среди других каналов, но и самый лучший показатель для Первого: в десятке лучших проектов канала в Новый год именно «Ирония» занимает первое место.
Сразу после фильма в эфир вышел большой рекламный ролик новой «Иронии судьбы», и телезритель понял, что кинофильм должен создать такое же настроение. В результате в прокате фильм побил рекорд кассовых сборов, а по данным ВЦИОМ, именно «Иронию судьбы-2» зрители считают лучшим фильмом отечественного кинематографа уходящего года.
Первый новогодний
Вся новогодняя стратегия Первого оказалась весьма успешной, поскольку он сделал ставку на традицию. С одной стороны, каждый год тридцать первого числа вся страна смотрит тот канал, который показывает «Иронию судьбы», с другой — на Первом, как всегда, старый год провожал Максим Галкин, с третьей — второй год подряд 31 декабря по Первому показывают один из самых рейтинговых проектов современного отечественного телевидения — суперфинал ледового шоу (в прошлом сезоне оно называлось «Звезды на льду», в этом — «Ледниковый период»).
Кстати, именно «Ледниковый период», по данным ВЦИОМ, россияне считают лучшим телепроектом 2007 года — за него проголосовали 15% опрошенных.
Поэтому именно Первый канал стал безусловным лидером новогоднего телесмотрения, собрав долю 21,4%, то есть опередив своего основного конкурента телеканал «Россия» на 3,6%. У «России» этот показатель равен всего 17,8%.
При этом, по данным Первого канала, самой рейтинговой оказалась традиционная пятиминутка перед наступлением Нового года — новогоднее обращение к народу президента России Владимира Путина.
Оно собрало долю в 58,3%. По данным TNS Gallup AdFact, традиционный новогодний концерт, который телевизионщики готовят обычно с лета, у Первого тоже получился лучше всего. Так, «Новогодняя ночь-2008 на Первом канале» получила долю 37,7%, а «Голубой огонек на Шаболовке» («Россия») — всего 25,3%. Ни один другой новогодний концерт в топ-10 лучших развлекательных программ периода с 31 декабря по 6 января не вошел. Ни эротические фантазии НТВ, ни «Призрак мыльной оперы» СТС, ни резиденты Comedy Club на ТНТ зрителей у первых двух каналов не отняли. Значительно повлиял на повышенный интерес к Первому и показ проекта «Первый дома», который принес каналу долю 38,0%, понравилась зрителям и идея провести новогоднее утро с «Дискотекой 80-х» — она получила долю 36,4%. Другие программы, принесшие Первому хорошие показатели, — это обе части фильма «Пираты Карибского моря» (34,7% и 28,9% первая и вторая часть соответственно), а также фильм «Памяти Александра Абдулова», показанный 5 января, после того как стало известно о смерти актера (33,0%).
СССР и Голливуд спасли отстающих
Для телеканала «Россия» новогодний эфир-2008 оказался весьма невеселым. Если в прошлом году все списки лучших проектов (причем не только в сами новогодние каникулы, но и за год) возглавлял фильм Павла Лунгина «Остров», то в этот раз «России» похвастаться нечем. Прошлый год зрителям «России» запомнился сериалом «Ликвидация», который, по данным ВЦИОМ, занял второе место в рейтинге самых популярных сериалов-2007. А вот результаты новогодних каникул на «второй кнопке» примечательны рейтинговостью одиозных «кривых зеркал» с «петросянами».
Из десяти программ канала, принесших ему лучшие цифры, четыре — вариации этих самых зеркал и юбилейный вечер Петросяна.
В десятку лучших проектов каникул вошла даже новостная программа «Вести» (показ 2 января 2008 года в 20:00), хотя уж в выходные народ, кажется, совершенно не интересуется происходящим в стране и мире. «Вести» принесли каналу долю 21,1%. Заработала «Россия» и на двух старых фильмах — «Девчата» и «Операция Ы», которые получили долю 25,9% и 26,4% соответственно. Внимание зрителей привлекли и два совершенно неновогодних фильма на «России» — «Глянец» Андрея Кончаловского (доля 24,9%) и «Ванечка» Елены Николаевой (доля 22,6%).
Для телеканала НТВ новогодние праздники тоже не обошлись без огорчений. За неделю 31.12.2007–06.01.2008 канал получил долю всего 11,8%, а все новогодние изыски «четвертой кнопки» не дали бы никакого результата вообще, если бы НТВ не запустил 31 декабря сразу два фильма о Гарри Поттере и на развлекал бы зрителей другими голливудскими блокбастерами.
Не менее огорчительными оказались и результаты телеканала СТС, который оказался даже не на четвертом, а на пятом месте по доле в новогодние праздники.
Его обогнал с долей 6,9% ТВЦ, СТС же досталось лишь 6,6%.
При этом в списке 100 лучших проектов каникул СТС представлен всего одним пунктом — фильмом «Охотники за привидениями-2» (доля 13,6%).
В итоге ни НТВ, ни СТС, ни ТНТ не оказались среди лучших в числе самых рейтинговых программ по жанрам. ТНТ и вовсе разделил седьмое место с телеканалом «Культура» — оба набрали по 5,2% доли.
В общем и целом для всех каналов, кроме Первого, новогодние каникулы принесли мало успеха. И здесь довольно сложно кивать на то, что у Первого больше охват и поэтому он гораздо доступнее основной массе населения. Данные, которыми сейчас располагает «Газета.Ru», относятся только к Москве — результаты новогоднего телесмотрения по России появятся позже. В столице вряд ли у кого-то сейчас не показывают СТС, ТНТ и уж тем более телеканал «Россия».
Российский зритель во время длительных праздников традиционно много смотрит телевизор, и поэтому рейтинги новогодних программ весьма адекватно отражают народные вкусы. В очередной раз выяснилось, что программы с одними и теми же звездами уже всем надоели. Похоже, этот урок усвоил только Первый канал. Однако справедливости ради нужно отметить, что «Ирония судьбы» одна и на все каналы ее не хватит.
Данные TNS Gallup Media посчитаны по Москве, аудитория — 4 года и старше. Среднесуточная доля каналов приводится за период с 6 утра до 2 часов ночи.