В воскресенье в Ливии были объявлены победители тендера на 10 нефтегазовых участков площадью порядка 70 кв. км. На месторождения претендовали 35 международных нефтегазовых компаний, включая ExxonMobil и BP. Из российских компаний в конкурсе участвовали «Газпром», «ЛУКойл» и «Новатэк», который впоследствии отказался от борьбы, «оценив экономическую целесообразность проектов».
В итоге в тендере победили четыре компании: Shell, польская PGNiG, алжирская Sonatrach и «Газпром».
Для российского холдинга эта победа является весьма важной, поскольку Ливия может стать для него плацдармом для экспансии на европейские рынки. Дело в том, что из Ливии и Алжира нефть и газ идут напрямую в Европу. К тому же ливийские недра могут стать хорошей сырьевой базой для проекта «Голубой поток-2». Кроме того, поставки нефти и газа из Северной Африки позволяют существенно снизить издержки транспортировки.
По словам представителя «Газпрома», конкурс был жесткий.
Концерн выиграл один участок — блок № 64 на суше общей площадью 3,94 кв. км. Основной ресурс этого блока — нефть. По предварительный оценкам, запасы блока равняются 20 млн т. По мнению экспертов, решающую роль в победе «Газпрома» сыграл тот факт, что газовый холдинг принадлежит государству, а для ливийских властей это немаловажно. «Кроме того, у «Газпрома» исторически неплохие позиции в Северной Африке, и как стратегический партнер он наиболее предпочтителен», — считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Не исключено также, что монополия сделала наиболее выгодное предложение по сравнению с другими участниками», — добавляет аналитик ИК «Финам» Константин Рейли.
Напомним, что у второго российского участника — «ЛУКойла» — также были неплохие шансы на победу. Однако в начале декабря глава ливийского офиса «ЛУКойла» Александр Цыганков был арестован по подозрению в коммерческом шпионаже. Ливийские власти заподозрили структуру «ЛУКойла» National Oil Corp. (NOC) в утечке информации о заявках претендентов.
По мнению участников рынка, это обстоятельство и определило его судьбу в конкурсе.
«А то, что этот инцидент произошел в преддверии объявления победителей тендера, наводит на мысль о том, что это было неслучайно», — полагает Рейли.
Однако Дмитрий Абзалов считает, что это просто стечение обстоятельств. «Во всяком случае, обвинить «Газпром» в устранении конкурентов нельзя», — уверен политолог. По его мнению, «ЛУКойл» всегда умел договориться с государством. Однако государственному «Газпрому» договориться с ливийскими властями оказалось проще.