В четверг была завершена ликвидация компании ЮКОС. По ходатайству конкурсного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна компания исключена из единого реестра юридических лиц. Соответствующая запись была внесена на основании решения Московского арбитража о завершении процедуры банкротства.
Теперь, после исключения из реестра, процедура банкротства считается официально завершенной и ЮКОС физически прекращает свое существование.
Еще одним тому подтверждением стало заявление фондовой биржи РТС о том, что она прекращает торги акциями ЮКОСа.
Впрочем, по словам экспертов, справедливая цена бумаг ЮКОСа стала почти нулевой, еще когда компанию объявили банкротом. Несмотря на это, торги на биржах продолжались, правда, акции котировались как «мусорные». Но их держатели пытались реагировать на новости об умирании компании и даже высказывали свое недовольство аукционами по распродаже имущества ЮКОСа: с точки зрения акционеров, имущество продавалось по заниженной цене.
Конкурсное производство по ЮКОСу продолжалось год. В ходе распродажи имущества банкрота большая часть активов ЮКОСа достались «Роснефти», 20% акций «Газпромнефти» приобрела итальянская Eni, предоставив «Газпрому» опцион на дальнейший выкуп этого пакета.
Сейчас по «делу ЮКОСа» нерешенным остался только один вопрос — продажа иностранной «дочки» опальной компании Yukos Finance. Это предприятие ушло с молотка в середине августа и досталось компании «Промнефтестрой». Судя по всему, «Промнефтестрой» аффилирован с «Роснефтью», однако обе стороны это отрицают.
Проблема с продажей Yukos Finance заключается в том, что Нидерланды, где и располагается компания, так и не признали банкротство ЮКОСа и сочли сделку по продаже его актива незаконной.
В ноябре это подтвердил своим решением окружной суд Амстердама. По решению судей Эдуард Ребгун обязан «немедленно и безусловно» сотрудничать в отмене своих собственных решений по делу Yukos Finance. В противном случае суд грозит конкурсному управляющему штрафами — 10 тыс. евро за каждое нарушение плюс 1 тыс. евро за каждый день, пока это нарушение не будет устранено.
Названа и максимальная сумма штрафов — 500 тыс. евро.
По словам юристов, Ребгун может проигнорировать вердикт Нидерландов, однако в его положении, чтобы не вызывать ненужного резонанса, лучше обжаловать решение суда в законном порядке. Сам конкурсный управляющий решения по этому вопросу пока не принял.
Для того чтобы прийти к такому результату, ЮКОС уничтожали долго и планомерно, топ-менеджеры компании Михаил Ходорковский и Платон Лебедев уже несколько лет отбывают срок в местах лишения свободы, еще один «фигурант по «делу ЮКОСа» Леонид Невзлин скрывается за границей. Компанию задавили налоговыми претензиями, штрафами, а также всевозможными проверками, подчас весьма анекдотическими. История ЮКОСа на глазах превращается в фарс.
Как сообщило в четверг агентство «Интерфакс» со ссылкой на одного из бывших топ-менеджеров ЮКОСа по восточносибирскому направлению, ныне покойную компанию преследовало даже Министерство сельского хозяйства. В одном из подсобных хозяйств ООО «Якутгазпром» (структура ЮКОСа) неправильно содержались кролики. По словам топ-менеджера, проверка минсельхоза Якутии зафиксировала, что в хозяйстве «не соблюдается технологический процесс, крольчихи содержатся вместе с кролами по 3–4 головы».
Вердикт проверяющих был весьма суров: «Случка бессистемная, зоотехнический учет отсутствует».
Из-за кроликов разгорелся нешуточный спор. Вслед за проверкой якутского минсельхоза, прибыли инспекторы федерального министерства. И вот они в ходе тщательной проверки установили, что «кролики были стерилизованы, и поэтому стадо классифицировалось как «стадо на забой», а не как «стадо на откорм». Справедливость восторжествовала, и претензии к подсобному хозяйству были сняты. По словам топ-менеджера, для поселка Кысыл-Сыр, находящегося в 600 км от Якутска, подсобное хозяйство было главным источником свежего мяса, и местные жители очень дорожили кроликами и свиньями, которые там разводились.
Если такие коллизии разгорались даже из-за кроликов в подсобном хозяйстве, то не удивительно, что в итоге ЮКОС не выдержал давления и сдал позиции. Удивляет другое — что акционеры и менеджеры компании-банкрота до сих пор надеются что-то доказать.