Обострение бизнес-конфликтов на Украине может привести страну к энергетическому кризису. Вслед за скандальной историей с «Укртатнафтой», подвергшейся рейдерскому захвату, с новой силой разгорелся длящийся с 2005 года конфликт между украинской властью и «ЛУКойлом» вокруг созданного на базе крупнейшего нефтехимического комплекса «Ориана» совместного предприятия «Лукор».
В ближайшее время украинское правительство готовится подать судебный иск против российской компании. По мнению украинских соучередителей предприятия, Фонда госимущества (ФГИ), «ЛУКойл» не выполняет взятых на себя обязательств.
Дело в том, что в момент создания СП украинская сторона внесла в его уставной фонд имущество обанкротившейся к тому времени «Орианы», а «дочка» российской компании «ЛУКойл-Нефтехим» — 107 своих акций стоимостью в $3 млн.
Однако российская сторона должна была внести $111 млн.
В счет погашения оставшейся суммы российская компания обещала увеличить прибыльность СП, чтобы то могло рассчитаться по прежним долгам «Орианы».
Через пару лет «ЛУКойл-Нефтехим» настоял на дополнительной эмиссии акций ЗАО «Лукор» и получил таким образом контрольный пакет — более 72%. Взамен компания должна была инвестировать 230 млн евро, до конца декабря 2007 года запустить на базе завода новое производство хлора и до 2009 года построить на Украине завод по производству поливинилхлоридной смолы. Эти обязательства выполнены не были.
Вместо этого в конце октября 2004 года ЗАО «Лукор» и другая дочерняя структура «ЛУКойла» — Lukoil Chemical B.V.создали новое предприятие «Карпатнефтехим», а «Лукор» превратился в формальную структуру.
Уже после президентских выборов ФГИ подал иск в Генпрокуратуру, обвинив «ЛУКойл» в незаконном присвоении имущества «Орианы».
Но Верховный суд Украины летом текущего года признал, что уставной фонд ЗАО «Карпатнефтехим» был сформирован законно. Тем не менее украинские власти не оставляют попыток вернуть «Ориану».
На днях украинское правительство получило от ФГИ письмо, в котором сказано, что СП «Лукор» вопреки взятым в 2000 году обязательствам так и не погасило долг «Орианы» перед немецким банком, а также что «ЛУКойл» не внес в уставной фонд СП свою часть живыми деньгами. Началась подготовка нового судебного дела. В «ЛУКойле» пока не комментируют эту информацию.
Эксперты сомневаются, что ФГИ сможет выиграть иск. Дело в том, что по украинскому законодательству срок действия инвестобязательств составляет пять лет и у «ЛУКойла» еще есть время в запасе. Не исключается вариант, что «ЛУКойл» пойдет на компромисс и частично уступит контроль над «Лукором».
Эксперты считают, что причиной обострения старых конфликтов является политическая обстановка в стране. Аналитик «Антанты-Капитал» Тимур Хайруллин полагает, что «проблемы российских компаний на Украине связаны с усилением позиций Юлии Тимошенко и ее сторонников». Начальник отдела рыночного анализа «Собинбанка» Александр Разуваев разделяет мнение коллеги.
Однако, по его словам, для российских компаний последствия подобной политики будут менее болезненны, нежели для Украины.
«У «ЛУКойла», например, большой административный ресурс во всем мире и потеря той же самой «Орианы» не причинит ему невосполнимого ущерба. В то время как для Украины уход с энергетического рынка россиян может привести к очередному глубокому кризису, — поясняет эксперт.
Действительно, о вероятном энергетическом кризисе сейчас можно говорить прежде всего из-за общей напряженности, возникшей вокруг российских компаний, работающих на рынке Украины. Не утихают страсти вокруг «Укртатнанафты», о чем ужеписала «Газета.Ru». В среду продолжением скандала стал захват неизвестными лицами проходной заводоуправления ЗАО «Укртатнафта» в Кременчуге. Напомним, что после того как в минувшую пятницу бывший глава предприятия Павел Овчаренко, восстановленный в должности председателя правления «Укртатнафты» решением апелляционного суда Сумской области, занял кабинет руководителя компании, завод находится под угрозой остановки, так как основной поставщик сырья, российская «Татнефть», прекратила поставки нефти «до разрешения ситуации».
Проблемы на Украине возникли и у Виктора Вексельберга, который владеет АО «Днепрогаз». Глава украинского МЧС Нестор Шуфрич потребовал у него 103 млн гривен (более $20 млн) в качестве компенсации средств, потраченных на ликвидацию последствий взрыва газа в жилом доме в Днепропетровске. «Если Вексельберг не возместит эти средства, то будет проведено отчуждение имущества и переход предприятия «Днепрогаз» в государственную собственность», — заявил в пятницу Шуфрич.