«ЛУКойл» намерен побороться за углеводородные запасы российского шельфа. Как заявил на выступлении в Нью-Йорке глава компании Вагит Алекперов, компания рассчитывает принять активное участие в освоении арктического и дальневосточного шельфов России. Алекперов отметил, что у его компании уже есть опыт шельфовых работ (на Балтике и Каспие).
По словам Алекперова, в ближайшее время доля «дорогой» нефти (на добычу которой тратится много средств) будет постоянно расти, а существенный прирост добычи могут обеспечить лишь шельфовые месторождения. «Именно поэтому Россия занимается уточнением границ арктического шельфа и формирует международные консорциумы для его освоения», — заявил президент «ЛУКойла».
Однако «ЛУКойл» могут попросту не пустить на шельф, причем сделают это сами российские власти. В начале октября госкомпания «Зарубежнефть» выступила с предложением создать национальную нефтегазовую компанию, которая займется геологоразведкой и открытием месторождений российского континентального шельфа.
Учитывая недавнее заявление российских ученых, которые доказали, что арктические хребет Ломоносова и поднятие Менделеева являются прямым продолжением российской континентальной платформы, очевидно, что в понятие «российский континентальный шельф» также включается и Арктика.
По мнению «Зарубежнефти», в будущей компании как минимум контрольный пакет должен принадлежать государству, причем необходимо законодательно утвердить «Газпром» компанией, отвечающей за разведку и добычу газа, а «Роснефть», соответственно, за разведку и добычу нефти. По предложению «Зарубежнефти», лицензионные соглашения будут заключаться на безконкурсной основе.
Иными словами, углеводороды шельфа поделят между собой «Газпром» и «Роснефть».
Впрочем, госкомпаниям предлагается заняться формированием и международных консорциумов по добыче шельфовых запасов, об участии в работе на шельфе еще кого-то из российских игроков речь не идет.
Однако эксперты полагают, что «ЛУКойл» вполне может вступить в альянс с кем-то из названных госкомпаний. «Технически компания Алекперова способна заняться разработкой шельфа — опыт и соответствующие технологии у нее есть, — рассказывает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Екатерина Кравченко. — Однако вряд ли «ЛУКойл» решится работать на шельфе самостоятельно, даже если его туда допустят — это требует очень больших затрат». «ЛУКойл» собирается создать СП с «Газпром нефтью», — продолжает эксперт ИК «Антанта Капитал» Тимур Хайруллин. — С такой поддержкой работа на шельфе вполне возможна». Впрочем, по словам Хайруллина, говорить что-то определенное сейчас пока рано. «Нельзя забывать, что промышленная добыча на шельфовых месторождениях возможна ориентировочно лишь к 2015 году, — поясняет аналитик. — Сейчас еще не определена структура взаимодействия компаний, модель, по которой они будут работать. И решение по этому поводу будет приниматься уже при новом президенте».
Однако это, похоже, лишь одна из целей, которые преследовал «ЛУКойл». «Действительно, слова Алекперова в значительной части адресованы российскому правительству. Компания говорит, что имеет желание и готова работать на шельфе, — поясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — И российские власти будут решать в итоге, кого пригласить на шельф: отечественные или зарубежные компании».
«Однако в большей степени это сигнал инвестору, миноритарному акционеру «ЛУКойла», американской компании Conoco Philips», — считает эксперт.
По словам Макаркина, своим заявлением «ЛУКойл» показывает, что Conoco сделала в свое время правильный выбор, когда не стала претендовать на операционное управление российской компанией и удовлетворилась лишь 20% ее акций. «ЛУКойл» дает понять, что шансов на разработку шельфа у российских компаний больше, чем у американских, однако Conoco, хоть и опосредованно, имеет возможность принять участие в этой работе, — говорит политолог. — И таким образом «ЛУКойл» намекает, что американской компании неплохо бы помочь своим российским партнерам в Ираке». Дело в том, что компания Алекперова надеется на возобновление своей деятельности в Ираке. «Американский партнер «ЛУКойла» может сыграть решающую роль в возвращении российской компании в Ирак», — подчеркивает Макаркин.
В то же время заявление Алекперова, по мнению аналитиков, можно считать и своеобразным «пиаром» «ЛУКойла». Компания намерена серьезно расширить свою деятельность в США, и чтобы представить «ЛУКойл» в наиболее выгодном свете, Алекперов и заявил о намерении своей компании активно разрабатывать шельф. «Шельф — одна из наиболее актуальных тем сегодня, — говорит эксперт Екатерина Кравченко. — Компания, которая будет там работать, автоматически становится одной из самых привлекательных».