Газ с проекта «Сахалин-1» пойдет в Россию, а не в Китай, как это задумывалось ранее участниками консорциума. «Газпром» заявил, что направления газа в Китай он не допустит. «В соответствии с программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и распределения природного газа газ с «Сахалина-1» в первую очередь предусматривается для удовлетворения спроса российских потребителей, — заявил начальник департамента зарубежных связей монополии Станислав Цыганков. Экспорт газа в Китай и строительство туда трубопровода данной программой не предусматриваются».
«Газпром» действительно ранее заявлял о необходимости перенаправления поставок с «Сахалина-1» в Россию, однако остальные акционеры проекта были против, так как китайский рынок гораздо более привлекателен для получения прибыли. Тем не менее «Газпром» продолжал упирать на то, что в ближайшие годы на Дальнем Востоке России ожидается газовый дефицит, который уже к 2010 году составит 10 млрд кубометров. А кроме того, как отмечал зампредправления монополии Александр Медведев, поставки в КНР не согласованы.
По мнению аналитиков, дефицит газа на Дальнем Востоке действительно возможен, так как в последнее время дальневосточный регион начал активно развиваться и потребности в газе будут только расти.
Однако ситуация осложняется тем, что «Газпром» не владеет долей в «Сахалине-1», российскую сторону в проекте представляет «Роснефть» — основной экономико-политический конкурент «Газпрома».
Поэтому на данный момент «Газпром» может только предлагать участникам консорциума сотрудничество, однако зарубежные инвесторы и «Роснефть» вряд ли на это согласятся, так как реализовывать добытый газ в Китае значительно выгоднее. Более того, «Роснефть» может сама включить собственный огромный административный ресурс, чтобы не дать «Газпрому» пролоббировать решение о перенаправлении газовых потоков. В «Роснефти» «Газете.Ru» сообщили, что позиция компании укладывается в позицию консорциума в целом. Иными словами, как решит большинство акционеров, так и будет. А акционеры пока идти на поводу у «Газпрома» не хотят.
Но у «Газпрома» в этом споре есть очень сильный аргумент. Сахалин является российской территорией, а монопольным правом на экспорт газа из России по действующему законодательству обладает именно «Газпром». Правда, сейчас монополия «Газпрома» не действует в отношении проектов, реализуемых на условиях совместного раздела продукции (СРП), к которым относится и «Сахалин-1», так что в настоящее время газовый концерн не может диктовать условия иностранным инвесторам.
Однако ожидается, что в ближайшее время произойдет корректировка договоренностей СРП 90-х годов с учетом закона о монопольном праве «Газпрома», и таким образом российский холдинг получит контроль над всем газовым экспортом без исключений.
Такое развитие событий приведет к усилению влияния «Газпрома», но может привести к серьезным последствиям для всего росийского ТЭКа. «Учитывая амбициозные планы монополии, корректировка договоров СРП может быть проведена уже в самое ближайшее время, — считает эксперт юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Карельский. — Однако, если этот закон все-таки будет принят, он очень негативно скажется на инвестиционной привлекательности России». Эксперт отметил, что такой документ поставит всех иностранных участников российских проектов, многие из которых за все эти годы вложили немалые средства, в очень жесткие рамки. «Фактически, единственный актив, которым они будут вправе владеть, — это акции «Газпрома», — говорит юрист.
Политологи считают, что из-за «Сахалина-1» может обостриться внутрироссийская конкуренция «Газпрома» и «Роснефти». «У «Роснефти» традиционно хорошие отношения с Китаем, в то время как у «Газпрома» они пока не столь хороши, — рассказывает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – «Газпрому» в то же время выгоднее поставлять газ с «Сахалина-2», где он владеет контрольным пакетом. А если поставки на китайский рынок раньше начнет осуществлять «Роснефть», это может привести к тому, что «Газпрому» места в Китае уже не останется».
В связи с этим, по мнению Абзалова, пик борьбы двух российских госкомпаний придется на март-апрель, когда пройдут президентские выборы, после которых ожидаются серьезные кадровые перестановки и вероятна переориентация нефтегазовых проектов.
В конфликте двух компаний вокруг «Сахалина-1» есть и предвыборная подоплека. Дело в том, что газификация Дальнего Востока и Восточной Сибири является одним из крупнейших социальных проектов, и его выполнение или невыполнение может существенно повлиять на расстановку сил в правительстве. Если «Газпрому» не удастся перенаправить газовые потоки внутрь России, то это может серьезно ослабить позиции монополии. Упускать такую возможность лишний раз нанести урон сопернику «Роснефть» не будет. Поэтому, вполне вероятно, нефтяная госкомпания будет выступать решительно против инициативы «Газпрома».