Надежды российской компании «Сухой» связаны с самым амбициозным проектом отечественной авиации — региональным ближнемагистральным самолетом SuperJet 100, рассчитанным на 75–95 пассажиров, запустить в серийное производство который планируется в 2008 году.
Спрос в ближайшие годы на него будет, уверены аналитики, однако через несколько лет расстановка сил на мировом авиационном рынке может измениться, и тогда российской компании придется считаться с новыми конкурентами.
Выступая на Дальневосточном экономическом форуме в Хабаровске, гендиректор «Сухого» Михаил Погосян сказал, что компания планирует к 2010 году на 40% увеличить производство, параллельно умножая долю гражданских самолетов. К 2010 году объем производства компании должен составить $2 млрд, а к 2015 году достичь $4 млрд. По мнению аналитика «Траста» Евгения Шаго, на программу SuperJet придется примерно половина этих доходов.
На сегодняшний день уже заказано 73 самолета регионального самолета SuperJet. До конца 2007 года наберется порядка 100 твердых заказов на SuperJet 100, говорил в августе глава компании.
Крупнейшими заказчиками в настоящее время выступают российские «Аэрофлот», заказавший 45 машин, и Air Union.
В ближайшее время у компании хорошие перспективы, считают аналитики. Спрос на самолеты, безусловно, будет, тем более что на сегодняшний день никто новых разработок в области региональных самолетов не ведет, говорит аналитик БК «Открытие» Кирилл Таченников. Есть лайнеры, созданные Bombardier и Embraer, но они уступают SuperJet по своим характеристикам. Есть еще более дешевый украинский самолет АН-148, но он не прошел международную сертификацию, напоминает эксперт.
С ним согласен и руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Позиции «Сухого» укрепились после того, как в проект SuperJet 100 вошла итальянская Alenia.
Многие авиакомпании, являющиеся клиентами итальянского авиастроителя, вероятно, предпочтут обновить и расширить свой авиапарк именно за счет региональных самолетов SuperJet, говорит аналитик.
В июне «дочка» итальянской Finmeccanica Alenia Aeronautica объявила о покупке блокпакета (25% плюс 1 акция) в российском производителе самолетов «Гражданские самолеты Сухого», 100-процентиным подразделением государственного ОАО «Сухой». В августе Alenia и «Сухой» сообщили о создании СП по продажам и обслуживанию самолетов SuperJet, в котором «Сухому» будут принадлежать 49 процентов акций, а Alenia — 51.
«Сейчас в России летает чуть больше 100 самолетов ТУ-134, которые все нуждаются в замене, кроме того, какая-то часть SuperJet могла бы заменить ТУ-154», — рассказывает аналитик «Траста». Таким образом, внутренний российский рынок — это около 200 самолетов. Остальные SuperJet должны продаваться за рубежом, где у российской компании уже есть серьезные конкуренты, как например Embraer. Кроме бразильской Embraer и канадской Bombardier, производящих конкурирующие с SuperJet самолеты, разрабатывать региональные самолеты собираются китайские и японские производители.
По словам Олега Пантелеева, японские разработки могут существенно изменить баланс сил на международном рынке. На прошедшем салоне Ле-Бурже японская Mitsubishi Heavy Industries объявила о планах создания регионального лайнера Mitsubishi Regional Jet.
Самолет, который должен быть на 20% экономичнее аналогов, планируется ввести в эксплуатацию к 2012 году.
Китайские авиастроители вскоре также намерены провести испытания нового регионального самолета ARJ-21. Аналитики, однако, не склонны переоценивать возможности китайского самолета. Самолет, разработанный в Китае является, по существу, аналогом американского MD-82, говорит Евгений Шаго из «Траста». Цена китайского самолета будет намного ниже, но пока не получена международная сертификация, говорит эксперт. Кроме того, по техническим параметрам самолет не такой продвинутый, нежели перспективный японский самолет, говорит Пантелеев.
Между тем у компании «Сухой» есть одно конкурентное преимущество: ее поддерживает государство, поставившее на возрождение авиастроения и создание объединенной госкомпании, в которую войдут все производители самолетов и вертолетов. Наличие акционера в лице обладающего обширным административным ресурсом государства с неограниченными финансовыми возможностями может гарантировать как минимум выход на те показатели, о которых говорил сегодня Погосян из «Сухого».
Вопрос в том, поможет ли лоббизм на высшем уровне и административный ресурс выдержать жесткую конкуренцию со стороны Airbus и Boeing, а также новых игроков на нестабильном рынке.