В России ограничат доступ иностранного капитала в стратегические отрасли. В пятницу депутаты приняли в первом чтении законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности России».
Создатели документа считают, что закон установит порядок, позволяющий создать условия, при которых, с одной стороны, будут защищены национальные интересы России, а с другой — начнется процесс формирования в стране предсказуемого и прозрачного климата для иностранных инвесторов.
Ранее президент России заявил, что нужно «установить порядок, исключающий двусмысленности».
Авторы законопроекта попытались выполнить это распоряжение, прописав в законе множество предварительных действий, которые нужно произвести перед возможной сделкой. Например, в документе говорится о необходимости предварительного согласования сделок по приобретению иностранным инвестором доли в уставном капитале компании, а также сделок, в результате которых иностранный инвестор приобретает контроль над коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение.
Сейчас решение о согласовании сделки либо отказе будет принимать специальная правительственная комиссия. Один из видов деятельности, где иностранцам придется потесниться, – разработка стратегических и крупных месторождений полезных ископаемых. Здесь иностранным инвесторам придется либо довольствоваться блокпакетами акций добывающих компаний, либо создавать СП с российскими нефтяными и газовыми компаниями.
Есть также возможность выступать генподрядчиком и продавать технологии. На это разработчикам документа пришлось пойти, поскольку у России пока нет достаточного опыта в разработке некоторых сложных месторождений, например в шельфовой зоне Северного моря.
По мнению начальника отдела рыночного анализа Собинбанка Александра Разуваева, сейчас в стране очень привлекательный инвестиционный климат, обусловленный низкими политическими рисками и ростом макроэкономики. «Поэтому Россия интересна зарубежным партнерам, — считает эксперт. — А с ограничениями, существующими и потенциальными, иностранные инвесторы давно смирились».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с Разуваевым в том, что иностранные инвесторы крайне заинтересованы в доступе к российским нефтегазовым проектам. По мнению политолога, «на сегодняшний день с учетом общемировой ситуации на рынке нефти и газа иностранным партнерам важен сам факт присутствия, независимо от условий».
Поэтому эксперты прогнозируют, что в дальнейшем они будут ужесточаться.
Так, по некоторым данным, в настоящее время «Газпром» лоббирует в Думе принятие закона о том, чтобы разработка всех крупных газовых проектов автоматически была в руках монополии.
Кроме того, участники рынка и юристы не исключают, что «Газпром» в реализации своих амбициозных планов пойдет и дальше. А именно – будет настаивать на внесении поправок в договоры СРП (соглашение о разделе продукции), заключенные в 90-е годы прошлого века, которые бы согласовывали их с законом об экспортном праве газовой монополии от 2006 года. «Это может случиться уже в самое ближайшее время», – считает эксперт юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Карельский. В случае если инициатива будет одобрена, единственное, чем смогут владеть иностранные участники российских проектов, — это акции «Газпрома».
Если выполнить указание президента об установлении порядка удалось, то избежать двусмысленностей разработчики пока не смогли. Эксперты считают, что в законопроекте об ограничении иностранных инвестиций много неточностей. Например, отсутствуют общие критерии, по которым предприятие можно отнести к числу стратегических.
По мнению эксперта-политолога Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, «ограничение влияния иностранных резидентов в стратегических отраслях российской экономики — одна из глобальных целей федерального центра».
Однако политолог уверен, что у закона есть и другие стратегические цели: «Дело в том, что большинство наших крупных частных компаний выводят свои управляющие активы за рубеж, что вполне понятно, так как сейчас в России возросли политические риски, связанные с предстоящими выборами. И теперь, с принятием закона об ограничении иностранных инвестиций, ФСБ получает право рассматривать компанию, управляемую из-за границы, на предмет присутствия иностранного капитала. И, если начнется разбирательство по этому вопросу, на территории России операционная деятельность этой компании будет приостановлена».
«Таким образом, ФСБ получает серьезные рычаги давления на частные корпорации, и государство сможет контролировать влияние частного капитала», — продолжает Абзалов.
Кроме того, по его словам, разработчиками закона преследуются и внешнеполитические цели. «Теперь, если иностранные компании пожелают получить долю в стратегических отраслях, эта доля им может быть предоставлена, но уже как исключительные преференции, что ставит их в положение не партнера, а просящего. В целом перед выборами принятие закона об ограничении инвестиций выглядит грамотным политическим ходом, так как усиливает позиции российских ведомств. В первую очередь – ФСБ», — резюмирует политолог.