Европейские регуляторы заморозили почти 10 тыс. доменных имен в зоне .eu. Об этом сообщает онлайн-версия британской газеты The Register. По сообщению издания, все эти имена были приобретены через бельгийского регистратора EURid на имя китаянки Жэнь Киньджин.
В компании заявляют: у них есть доказательства того, что выкупленные названия предназначались на перепродажу. Как рассказал The Register юридический директор EURid Эрман Собри, стоимость одного имени у перекупщиков составляла от 500 до 1500 евро. По его словам, компания уже стала инициатором возбуждения уголовного дела против китаянки.
Однако по законам Евросоюза подобное расследование может быть начато только после обращения в надзорные органы лица, предъявляющего свои права на домен. Поэтому, по словам Собри, судить Киньджин можно только за нарушение регламента доменной зоны Евросоюза.
Согласно этому документу, пользователь может приобретать имена с расширением .eu, только проживая там.
«Госпожа Киньджин заявляла, что она проживала в Лондоне, однако у нас есть доказательства того, что это неправда», — цитирует Register слова Собри. При этом, как отметил юридический директор регистратора, «в самом кибнерсквоттинге нет ничего незаконного, но этот бизнес нам очень не нравится».
Бизнес, основанный на скупке «интересных» доменных имен и их последующей перепродаже, существует и в России. Так, в 2006 году киберсквоттеры выкупили несколько десятков доменных имен в зоне .su, которые совпадали с названиями сайтов крупных российских банков, таких как ВТБ, Банк Москвы, Райффайзен-банк. В августе 2007 года на них появились копии главных страниц официальных сайтов этих структур. Тогда представители ВТБ признавали, что им предлагали выкупить домен www.vtb.su — называлась сумма в несколько сотен тысяч долларов за домен.
Российские регистраторы, впрочем, не видят в подобных действиях состава преступления. «Люди, которые занимаются этим бизнесом, не нарушают ни одного пункта регламента доменной зоны .ru.», — сказала корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор ОАО «Регистрация доменов» Светлана Прозорова.
Этот регламент не лимитирует количество доменов, которые могут принадлежать одному лицу.
К тому же, добавляет глава департамента по связям с общественностью АНО «Региональный сетевой информационный центр» (РСИЦ) Андрей Воробьев, часто киберсквоттеры используют подставных лиц для оформления договоров. По его данным, наиболее крупные киберсквоттеры могут контролировать до нескольких тысяч доменов, поэтому точно оценить, как много доменов находится в руках у перекупщиков, невозможно.
«Киберсквоттинг в чистом виде нельзя назвать преступным действием», — соглашается с ним генеральный директор юридической компании «Велес-Лекс» Евгений Дроздов.
По его словам, единственным поводом для осуждения киберсквоттеров может стать уклонение от уплаты налогов, так как, по оценке юриста, большинство сделок по перепродаже доменов «не оформляются вбелую».
«Как правило, в договоре переуступки указывается небольшая сумма, с которой потом выплачиваются налоги, а реальная оплата зачастую производится наличными деньгами», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «Велес-Лекса».
Единственный способ решения споров о доменах лежит в плоскости переговоров, потому что доказать, что название сайта и товарная марка — одно и то же, очень сложно, уверен Дроздов. С ним не соглашается старший юрист юридической компании Lidings Татьяна Бичева. По ее мнению, владельцы зарегистрированных торговых марок могут обращаться в суд, так как по российскому законодательству их использование без согласия владельца запрещено. Более того, напоминает Бичева, по закону для признания какого-либо названия «зарегистрированной торговой маркой» достаточно фонетического соответствия. То, что владельцы товарных знаков вступают в переговоры и перекупают свои домены у киберсквоттеров, говорит лишь о том, что этот способ им кажется более эффективным, чем судебное преследование, считает юрист.