Stelco, последний крупный независимый производитель стали в Канаде, продан. Свой вклад в активную консолидацию мирового стального рынка внес на этот раз американский гигант US Steel, оценивший конкурента в $1,1 млрд.
Согласно договоренности, US Steel заплатит 38,50 канадских долларов ($36,7) за каждую акцию Stelco и возьмет на себя долги компании на сумму $760 млн. Объединенная компания сможет производить около 33 млн тонн нерафинированной стали в год, что сделает ее одной из крупнейших в мире. US Steel благодаря покупке укрепит свои позиции поставщика плоского проката на рынок Северной Америки.
Три года назад одна из крупнейших в России металлургических компаний, «Северсталь» Алексея Мордашова, также претендовала на Stelco, однако получила отказ и оставила попытки.
Аналитики считают, что российский бизнесмен поступил правильно, не продолжив борьбу, поскольку сейчас вполне логично сосредоточиться на российском рынке, который по сравнению с американским растет очень быстро.
Среди желающих приобрести канадского производителя помиио «Северстали» фигурировал и украинский «Метинвест».
В 2004 году «Северсталь» выступила с предложением приобрести все активы Stelco, которой угрожало банкротство.
Тогда российская компания предлагала Stelco погасить ее долги и инвестировать порядка 400 миллионов канадских долларов ($333 млн). Stelco отвергла все предложения претендентов, в числе которых были также Ontario Teachers' Pension Plan и Sherritt International Corp., подразделение Toronto-Dominion Bank TD Securities и немецкий Deutsche Bank AG.
С тех пор «Северсталь» перестала интересоваться канадской компанией.
В прошлом году Stelco вышла из процедуры банкротства и провела реструктуризацию, сократив штат сотрудников на 15%. Реорганизация, однако, не обезопасила компанию от убытков, и в июне этого года канадский производитель был выставлен на продажу.
В этот момент ни одна из российских компаний не выразила интереса к Stelco.
Некоторое охлаждение интереса российских сталелитейных компаний к зарубежным активам в целом аналитики объясняют хорошей конъюнктурой и быстрым ростом внутреннего рынка. Сталелитейщики уже закрепились на западных рынках и сейчас занимаются интегрированием и увеличением рентабельности приобретенных активов. «У НЛМК это СП со швейцарской Duferco, у «Северстали» — итальянская Lucchini и Severstal North America, у «Евраза» — американская Oregon Steel», — говорит аналитик Альфа-банка Валентина Богомолова. Рентабельность зарубежных активов российских компаний в два-три раза ниже, чем отечественных, поэтому сейчас основная задача компаний — повысить доходность своих приобретений.
Кроме того, компании видят в России хороший рынок сбыта, говорит Богомолова. Спрос на рынке растет, темпы роста российской стальной отрасли выше, чем европейской и американской, благодаря активному строительству, развитию автопрома и масштабным проектам в области трубопроводного транспорта. Поэтому российские производители стараются нарастить свои производственные мощности внутри страны. НЛМК строит доменную печь, инвестиционная программа ММК предполагает строительство толстолистового стана-5000, «Северсталь» сообщила о строительстве двух небольших заводов (мини-милов), «Мечел» вкладывает в улучшение технологий и переходит на непрерывное литье на существующих мощностях, тем самым увеличивая производство процентов на 10%, говорит аналитик.
Судя по всему, российские производители больше не готовы любой ценой развиваться за счет покупок на Западе. Так, например, «Северсталь» говорит о «взвешенном подходе» к слияниям и поглощениям, называя их лишь одним из трех направлений развития компании. Два других предполагают строительство новых мощностей и модернизацию существующих.