Крупнейшие в мире компании, занимающиеся записью фонограмм и их распространением — Sony BMG, Universal Music, EMI, Warner Music Group — отказались принимать выплаты российских интернет-магазинов. Речь идет об отчислениях, причитающихся артистам, фонограммы которых продавались в этих магазинах. Об этом говорится в сообщении «Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС)», выплаты которого не приняли в IFPI, международной федерации производителей фонограмм, представляющей в России интересы крупнейших звукозаписывающих компаний. РОМС в данном случае выступает как организация по коллективному управлению авторскими правами. Она получает деньги от владельцев интернет-магазинов, которые пожелают заключить с ней договор, обещая перечислять эти средства обладателям прав на продажу музыки, то есть Федерации производителей фонограмм.
IFPI игнорирует все предложения РОМС о выплате лицензионных отчислений, рассказал «Газете.Ru» генеральный директор РОМС Олег Незус. Владимир Дрогунов, юридический советник российского отделения IFPI, сообщил «Газете.Ru», что Федерация никогда не заключала соглашений с РОМС и подобными ему организациями по коллективному управлению авторскими правами, потому и не берет их деньги. По его словам, единственный официальный представитель компаний-членов IFPI в России — Российская фонографическая ассоциация (РФА). С ней, а не с РОМС владельцы интернет-магазинов должны заключать лицензионные соглашения, настаивает Дрогунов. По его словам, доля музыкальных треков, распространяемых через интернет по соглашениям с РФА, незначительна, менее 1%.
Причина такого положения вещей — «высокий уровень пиратства», уверены в IFPI, хотя на самом деле речь идет о разнице в законах.
Согласно действующему российскому законодательству общества по коллективному управлению авторскими правами и без заключения договора с правообладателем могут торговать лицензиями на продажу музыки, но обязаны предоставлять правообладателю соответствующее вознаграждение, что и пытается делать РОМС. Генеральный директор этой организации, у которого западные мэйджоры отказываются брать деньги, считает, что таким оригинальным образом IFPI лоббирует на российском рынке интересы «подконтрольных ей интернет-магазинов» и пытается вытеснить с рынка конкурентов, игнорируя российское законодательство.
IFPI же действует согласно нормам зарубежного законодательства, объясняет Татьяна Бичева, юрист Lidings, компании, оказывающей юридические услуги. Владельцы российских музыкальных интернет-магазинов заключают соглашения с обществами по коллективному управлению авторскими правами, чтобы легализоваться в России.
Для западных компаний подобная ситуация неприемлема, говорит юрист, но добиться закрытия российских интернет-магазинов, работающих не по западным законам, они не могут, так как те не нарушают законов российских.
Поэтому, заключает Бичева, вероятнее всего, «западные лейблы будут и впредь игнорировать платежи от российских магазинов».
Вскоре жизнь РОМС и других аналогичных структур может усложниться, предупреждает Анатолий Семенов, представитель Гильдии по развитию аудио- и видеоторговли (ГРАВТ). Уже в 2006 году обществам по коллективному управлению авторскими правами было запрещено выдавать магазинам новые лицензии, напоминает он. А после вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ в январе 2008 года их деятельность окажется вообще вне закона и интернет-ритейлерам придется заключать прямые соглашения с лейблами или их представителями.
По мнению Семенова, изменение закона приведет к валу судебных исков к интернет-магазинам, однако проблема авторских прав не будет решена, так как даже новый закон оставляет достаточно «лазеек» для пиратов.
Эксперт считает, что пираты, например, могут купить домен, относящийся к неподконтрольной России зоне (скажем, в национальной доменной зоне Афганистана или Ирана), и разместить на нем очередной интернет-магазин. В этом случае вообще непонятно, будут ли получать деньги обладатели прав на музыку.