Несколько часов на обновленном Fiat Ducato, правда в качестве пассажиров, мы ехали в регион Абруццо, где располагается знаменитый завод. В целом, экскурсия по нему была основной и единственной целью поездки, никакого тест-драйва не предполагалось. И, в полудреме наслаждаясь итальянскими пейзажами, я немного расстраивался, что этим все ограничится. Какая-то незавершенность.
А ведь Ducato составляет, между прочим, почти четверть всего парка малого коммерческого транспорта Европы, и посмотреть, как производят машину, но не воспользоваться возможностью протестировать ее было обидно.
Что я увижу на заводе? Появление на свет, на этом все?
Казалось, что в таких условиях не получится составить полноценное впечатления об автомобиле, а мне хотелось. Проблема не в возможности протестировать Ducato в России, а в том, что к нам пока не привозят коробку автомат, на российском рынке представлена только одна комплектация двигателя. И пользуемся мы ей в основном как средством временного передвижения, поэтому на российских дорогах оценить в полной мере было бы, опять же, нелегко.
Завод Sevel основан в 1978-м году совместно с французским концерном PSA. Помимо Ducato, одновременно на конвейере производятся «одноклассники» Citroеn Jumper и Peugeot Boxer. Признаться, я немного удивился, когда узнал, что основная доля автомобилей уходит с завода в Германию, Францию, на внутренний рынок и в Великобританию. А особенно удивился, что, например, в той же Германии среди коммерческого транспорта Ducato занимает второе место после Sprinter и метит в первое на следующий год в сегменте кэмперов.
К счастью, в итоге мне, в отличие от других участников, все-таки удалось поуправлять какое-то время автомобилем, поэтому впечатление от поездки оказалось вполне целостным.
На мой взгляд, это и есть залог осознания места той или иной модели на рынке: ты, с одной стороны, видишь, как сходит с конвейера автомобиль, на базе которого построено семь из 10 кэмперов в Европе, с другой — имеешь возможность почувствовать, как он ведет себя в естественной среде обитания. Полноценно попутешествовать не удалось, но хоть что-то.
Впечатления от завода оказались более странными, чем я думал, но понятно это стало не сразу.
В принципе, от автомобильного завода подсознательно ждешь либо монументальности, башен, колонн, дымящих труб, движения (особенно от итальянского завода), либо, наоборот, полного торжества хай-тека, если едешь куда-нибудь в Японию. На деле я не увидел ни того, ни другого: неброские серые одноэтажные корпуса, все монохромно, эдакое урбанистическое безвременье. И все это на абсолютно бескрайних просторах.
Территория, по ощущениям (и, вроде, в реальности), сопоставима с территорией провинциальных итальянских городков (площадь более миллиона квадратных метров), а машин завод с 1984 года выпустил столько, сколько людей сейчас живет во всей провинции Лацио (5,5 миллионов).
Но как же гармонично там сосуществуют люди с техникой! В принципе, будь я писателем-фантастом, я бы приходил сюда за вдохновением, брал бы прекрасный итальянский кофе в автоматах, которые тут на каждом углу, наблюдал, бродил туда-сюда и обдумывал бы гениальные идеи, глядя на торжество взаимопомощи человека и робота.
Доля ручного труда на заводе, по большому счету, сведена к минимуму, при этом в Sevel работает 6,3 тыс. сотрудников без учета поставщиков и вспомогательного персонала. Но основная фишка именно в необходимости и людей, и роботов, и очень грамотной, как мне показалось, пропорции. Например, на начальном этапе производства — в кузовном цехе — 1694 сотрудников и 722 робота (Comau, кстати, тоже итальянцы).
Работа роботов налажена таким образом, что их размашистые «руки» вокруг автомобиля на большой скорости проносятся в нескольких сантиметров друг от друга. Наблюдать за такой хореографией можно бесконечно.
59 роботов красят машины (люди немного помогают в самых труднодоступных местах).
Люди первоначально позиционируют панели, затем самодиагностируемыме роботы сваривают вместе составные детали, потом в сборочном цеху снова больше ручных операций под чутким контролем. Все вместе выглядит как совершенно законченная, замкнутая экосистема с идеальным балансом.
В кузовном цеху особое внимание уделяется контролю всех деталей, прежде чем они попадут на конвейер. Все, что не прошло проверку, нещадно отбраковывается. Постоянно проходит выборочная проверка узлов и подгрупп, которые проходят по производственным линиям.
Абсолютно все Ducato собираются на одном конвейере по единым правилам и технологиям вне зависимости от того, куда он потом отправится.
Процесс, когда кузов соединяется с базой, называется «свадьба». Происходит очень быстро. Меньше минуты, это впечатляет.
В сборочном цехе, когда позади уже почти полмиллиона производственных станций, зародыш снабдят механической частью, электрикой, приборной панелью и всем, что позволит сделать из него полноценный автомобиль: Ducato, Jumper или Boxer. И отправят в большое плавание.
Довольно удивительно было, когда среди этого микрокосмоса вдруг из динамиков довольно громко заиграла какая-то попса: оказалось, что была обнаружена пропущенная на предыдущем посту операция, и робот так предупредил об этом.
Для кузова используется лазерная и точечная сварка. Точечная крепче, но грубей, поэтому на видных поверхностях ее нет. По всему конвейеру раздается громкий стук от сварки, и во все стороны разлетаются искры.
С впечатлениями от вождения самого Ducato чуть сложнее: я не ждал многого, у меня было не очень много времени понять и полноценно прочувствовать автомобиль, но тем не менее, какие-то ощущения удалось поймать.
Приятно впечатлила динамика и легкость в управлении для такого габаритного автомобиля. Я привык к коротким авто и думал, что будет гораздо сложнее приноровиться. Привык сразу, управление у автомобиля немногим отличалось от управления легкового автомобиля. Хорошо трогается, с перекрестка я обгонял легковушки. Подвеска лично мне показалась мягкой, даже слишком мягкой. Не очень, правда, мягким был женский голос, который комментировал каждое мое действие настолько дотошно, что становилось даже немного страшно. Эдакий ретро-футуризм: цветных дисплеев нет, и постоянное голосовое сопровождение происходящего в таком интерьере слегка удивляло.
Когда разгонялся, начинался гул в дверях в дополнение к женскому войсоверу, было еще более необычно.
В целом, Ducato оставил впечатление машины-друга: верного, с широкой душой, из тех друзей, которых не выбирают (в отличие от машин). Возможно, если бы этот автомобиль соответствовал моим потребностям, и я не был бы так привередлив — в том числе эстетически, — я бы даже попробовал им воспользоваться.
Кстати, опыт общения с машиной у меня уже был, правда, пассажирский: два года назад мы с друзьями ездили по Германии и Франции, и пару раз останавливались в кемпингах, и вот несколько дней из этих двух недель мы ехали на Ducato. Я еще тогда обратил внимание на популярность модели и подумал, что разок попробовал бы прокатиться на таком по Европе уже как водитель. Получилось мало, но дело сделано.