Что ждет вас в большинстве салонов? Да все тот же набор из статичной выставки топовых комплектаций, ослепительно улыбающихся дев на стойке реcепшен и вежливых менеджеров. Словно андроид, продавец заученно твердит отточенные тренерами-профессионалами слова о «преимуществах модели» и «привлекательных условиях», к которым обязательно добавляются «действующая только в этом месяце финансовая выгода» (слово «скидка» строжайше запрещено в мире автомобильного премиума!). Затем вас ждет подконвойный тест-драйв по Ленинградке и все та же крокодилья хватка продавца. В каждом салоне повторится один и тот же сценарий.
В итоге вы, так и не поняв, в чем разница между брендами, купите тот авто, продавец которого был талантливее.
Скажем честно — это не нравится никому. Ни автомобилистам, тоскующим по временам, когда машины были ярко разными, ни автопроизводителям. Они же на самом деле стремятся сохранить ДНК своих машин, даже совершенствуя их безопасность, управляемость и динамику. Готов поспорить, инженерам и маркетологам действительно обидно слышать утверждения об отсутствии всякой разницы между своими творениями и продуктом конкурентов.
Беда в том, что почувствовать те детали, которые превращают нас в безоговорочных фанатов бренда, в условиях большого города действительно трудно. И речь даже не о марках-конкурентах. В случае с Jaguar и Land Rover ощутить разницу между двумя брендами и моделями марки, двигаясь в потоке и соблюдая ПДД, под силу только профи или принцессе из сказки Андерсена, той, что могла почувствовать горошину даже на десятке перин.
Я очень хорошо помню свое первое впечатление от Jaguar F-Pace. Его можно уложить в одно слово — недоумение. Конечно, он красив. Интерьер по-ягуарьи традиционен, двухлитровый Ingenium внушает веру в надежность (особенно после того, как побывал на заводе, где делают эти новейшие моторы), но недоумение никуда не исчезало. Зачем он такой? Что, кроме внешности, должно заставить меня предпочесть ему Freelander или Evoque? Да и чем он лучше Range Rover, если речь идет о топовых комплектациях?
Ответ нашелся там, где рождаются те самые отличия, ради которых ночи не спят инженеры, испытатели и маркетологи, — в снегах и льдах шведской Лапландии.
Именно здесь, в «стерильных» условиях ледовых полигонов можно заглянуть в свою автомобильную душу и понять, что тебе ближе. Да и вообще понять хоть что-то об автомобиле.
Эти мысли вертелись у меня в голове после первого дня, проведенного в Арьеплог. Не так давно кроме профессионалов — испытателей, конструкторов, фотошпионов да обычных журналистов — зимой здесь можно было встретить только любителей лыж.
Вновь оказавшись здесь после первого посещения Швеции три года назад, первое, что отметил, — нетипичное оживление на прилете. Объяснение нашлось буквально у дверей аэропорта. Вдоль стены разместились с десяток стоек школ вождения.
Как рассказали нам встречающие, уже несколько лет здесь активны не только сами бренды, но и коммерческие компании, предлагающие попробовать на льду любую экзотику вплоть до суперкаров. Но все же большая часть — это по-прежнему «фирменные» школы брендов.
С недавних пор в их ряду и Jaguar Land Rover Ice Academy, программы которой доступны и для российских клиентов марки.
Удовольствие не из дешевых — например, наш двухдневный курс обходится клиенту Jaguar Land Rover в €2490. За эти деньги он получает Range Rover, Jaguar F-PACE и F-Tуре.
Но главное — знания и опыт интернациональной команды инструкторов, среди которых не редкость чемпионы различных версий автогонок. Дорого? Еще бы, но как выяснилось, этот опыт стоит каждого заплаченного цента. К тому же бонусом идут свежий воздух, северные деликатесы и потрясающие виды.
Первый день отведен на ознакомление с трассами и вкатывание. Начинаем с Jaguar F-Pace и стандартного упражнения — змейки. Готов поспорить, большинство учащихся автошкол воспринимают ее как рутинную и малопонятную часть школьной программы. Здесь же, на замерзшем озере, открываются нюансы. Входу на змейку предшествует разворот, в который автомобиль нужно «заправить» исключительно газом.
Получается не сразу — очень легко переусердствовать и уйти в неуправляемый занос. Но довольно скоро начинаешь ощущать тонкую взаимосвязь между работой рулем и педалью. Чуть позже дело доходит до режима TRACK и полного отключения стабилизации.
Каждое прохождение змейки становится увлекательнейшим аттракционом — подогревает азарт и успех коллег. Кажется, что они едут быстрее, и отставать не хочется. Впрочем, даже самых опытных регулярно разворачивает — давить на газ и ехать быстро, оказывается, отнюдь не синонимы. И на льду это ощущается на порядок острее.
Затем переходим на круг — предстоит «нарезка бубликов». Упражнение выглядит весьма эффектно, даже когда получается не очень удачно — на радость фотографам в воздух взмывают снежные облака. «Money shot!» — смеются инструктора.
Но смехом они, конечно же, не ограничиваются.
Каждое движение отслежено, в перерывах между заездами каждая ошибка скорректирована. К концу упражнения каждому в нашей группе удалось улучшить чувство баланса в работе рулем и акселератором и приготовиться к прохождению большого круга в управляемом заносе.
Описывать упражнение на словах тяжело — это чистые эмоции, абсолютный фан. И чем-то похоже на бобслей. Спорт этот с виду — абсолютно унылое занятие: трое человек разгоняют боб, прыгают и едут в нем по желобу. Скукота. Так и тут. Автомобиль едет по кругу боком — такая же скукота.
Но как только ты сам оказываешься в бобе и летишь по ледовому желобу или скользишь в управляемом заносе, стремясь загнать стрелку спидометра за отметку в 100 км/ч, все меняется.
Кровь бурлит от адреналина — в первом случае из-за непередаваемого ощущения ускорения, перегрузок и весьма неиллюзорной опасности встречи с ледяной стенкой на скорости под 200 км/ч, во втором… да все тех же скорости и перегрузок. Плюс добавляется азарт — хочется пройти каждый круг чище и быстрее.
Далее задача усложняется: на смену кругу приходит «гантеля», а затем и вовсе специально спроектированная трасса, повторяющая наиболее интересные повороты «формульных» и кольцевых треков. В нескольких сотнях метров на такой же трассе и специальных участках для отработки настроек подвески и тормозов рычат моторами несколько закамуфлированных моделей, среди которых угадывается универсал Jaguar и, кажется, новый компактный Range Rover.
После перерыва — смена автомобилей. И мы проходим весь набор упражнений на Range Rover. И вот тут начинают всплывать те самые нюансы, определяющие выбор марки и модели. Достаточно одного круга по треку, и для меня выбор очевиден — конечно же, F-Pace! Он ведет себя как классический заднеприводный авто, и только лишь приблизившись к максимуму возможностей водителя, ненавязчиво подключает все преимущества полного привода. То, как настроена система стабилизации и управления тягой этой машины, достойно всяческих похвал. Здесь нет назойливого удушения оборотов, здесь никто не посягает на ваше право получать удовольствие за рулем. Вам только чуть-чуть помогают не убраться…
Словно для того, чтобы компенсировать восторг от Jaguar и напомнить о достоинствах Range Rover, в программу добавлен небольшой участок офф-роуд. Впрочем, для нас или для местных жителей он больше похож на дорогу к даче зимой, но и его хватает, чтобы напомнить о преимуществах блокировок, пневмоподвески и высокого клиренса.
На следующий день программа повторяется — мы закрепляем результаты, корректируем ошибки и получаем десерт — Jaguar F-Type.
Ощущается это как отрезвляющий холодный душ. Буквально накануне мы уверовали, что вполне овладели техникой, утвердившись в этом снова с утра, как классический заднеприводный спорткар ставит все на свои места. Даже самых опытных успевает развернуть или отправить в сугроб излишнее самомнение о драйверских способностях. О том, что наша группа не исключение из общего ряда, наглядно свидетельствуют мощные алюминиевые бампера, закрепленные на спорткарах.
Лед, задний привод, мощный V6 и самомнение не самая лучшая комбинация.Но азарт берет свое, и с каждым кругом результаты удается улучшить. Впрочем, позднее господа инструкторы расставляют все на свои места, выкатившись на лед на еще более мощных Jaguar F-Type, показав своим ученикам «как надо».
Эмоций и впечатлений двухдневный курс оставляет море.
Но кажется, что организаторы упустили один момент. Редкий случай — в нашей группе помимо журналистов присутствовал самый настоящий клиент Jaguar Land Rover Ice Аcademy. Преуспевающий бизнесмен, владелец нескольких моделей марки, он с какой-то легкой грустью подвел итог этих двух дней: «Впечатления самые прекрасные. Вновь убедился, что правильно выбрал себе внедорожник. Но вот от мысли об F-Type я теперь откажусь — такого удовольствия, как здесь, на обычных дорогах не получить. Впрочем, всегда можно вернуться в Арьеплог…»
Можно ли заработать денег на снеге и льде? Нет, конечно, если вы живете в Дубае, то ответ очевиден. А что делать, если этого снега и льда у вас вокруг на тысячи километров и тает он в лучшем случае в мае?
Власти шведского Арьеплога для себя эту проблему решили, превратив городок с населением чуть меньше двух тысяч человек в землю обетованную для автомобильных конструкторов, испытателей и фотошпионов. Последних здесь для вида не любят, но на деле именно эти ребята выполняют важнейшую часть рекламной работы, оповещая весь мир о новинках. Кстати, стать в этих краях таким фотошпионом столь же просто, как и хорошим пейзажным фотографом, — наводи да снимай.