Упоминание романа Гашека в рассказе о путешествии по Чехии, может, и банально, но маршрут, предложенный Škoda, не оставлял другого выбора. Он звучал как аннотация к одной из лучших глав «Похождений бравого солдата Швейка». Маршрут ралли исторических автомобилей Škoda почти точно повторял путь «будейовицкого анабасиса» Швейка: Писек, Чешские Будейовицы, Глубоке-над-Влтавой, Табор... Только ради этого стоило тронуться в путь.
По следам Швейка мы отправились из Праги в направлении Чешских Будейовиц. Путешествуем с гораздо большим комфортом по сравнению со Швейком и поручиком Лукашем. Вместо купе с неприятным соседом-генералом к нашим услугам комфортабельный лифтбэк Oсtavia. Не простой, а в топовой комплектации «Лорин & Клемент». Ехать по чешским дорогам с европейским «орднунгом» и так одно удовольствие, а в салоне «Октавии» путешествие и вовсе превращается в развлечение.
Через каких-то полтора часа мы проезжаем указатель на Писек. Сейчас это небольшой, даже по европейским меркам, городок: 30 155 жителей, а в начале прошлого века он был и того меньше. Город по-прежнему окружают густые леса, в которых, как утверждают, водится много дичи. Злых писекских жандармов, которыми пугала Швейка местная жительница, мы, конечно же, не увидели. Зато смогли посмотреть на каменный мост через Отаву.
Между прочим, это старейший в Чехии каменный мост, построенный в XIII веке. Он немного напоминает пражский Карлов мост.
Сооружение, по традиции, украшено барочными скульптурами на библейские сюжеты во главе с неизменной статуей св. Яна Непомуцкого. В центре города — королевский замок с остатками крепостных стен и Путимскими воротами. Здесь находится один из старейших соборов Чехии — костел Рождения Девы Марии XIII века. Времени на посещение музея и осмотр других памятников (их оказалось неожиданно много) у нас не было. Как и Швейк, желавший догнать поезд и во что бы то ни стало воссоединиться со своим поручиком, мы спешили в Будейовицы.
Спешили — это сильно сказано. До города оставалось всего ничего — 60 километров, а наша «Октавия» — провоцирующе резвый автомобиль. Как европейцы умудряются ездить на таких машинах и не привозить многочисленные штрафы — загадка. Плавная на ходу, наша двухлитровая турбированная Škoda очень резво откликается на педаль газа, а комфортная подвеска превосходно скрадывает скорость. Не успеешь оглянуться, а на спидометре уже 160. Не превышать разрешенную скорость 90 км/ч очень сложно.
Через 40 минут мы въезжаем в Будейовицы.
Сила иронии Ярослава Гашека становится очевидной. Незадачливый вояка Швейк превратил дорогу длиной всего 155 километров в самый настоящий многодневный поход, полный трудностей и препятствий. Меж тем даже в эпоху паровозов это расстояние уже считалось мизерным.
В Будейовицах проводится традиционный пивной фестиваль. Очередной праздник пива пройдет в феврале, и там можно будет попробовать не только традиционное «Крушовице» или «Пильзнер Уркель», но и редкие сорта пива из ресторанных пивоварен и от мелких производителей. В город мы въезжаем уже в сумерках. Времени на осмотр достопримечательностей совсем нет. А их здесь много. Главная — центральная площадь Пшемысла Отакара II (Přemysl Otakar II). Окруженная красивыми старинными строениями, она украшена фонтаном с Самсоном и пятигранным камнем с крестом, носящим имя Блудный камень (Bludným kamen). По преданию, наступивший на него на целую ночь забудет дорогу и вернется домой лишь к утру. Готов поспорить, поручик Лукаш мечтал, чтобы его болван-денщик почаще на него наступал и исчез навсегда…
В наши планы подобное точно не входило, потому мы отправились дальше, к месту ночевки в местечке Затон неподалеку от Крумлова. На следующий день нас ждала редкая возможность поучаствовать в настоящем ретроралли.
Утро, сквозь туман пробивается тарахтение древних моторов — во двор отеля въезжают автомобили — участники ежегодного Исторического ралли SKODA. «Тюдор», красный кабриолет Škoda Felicia Super, еще одна Škoda в кузове купе. За ними военная Škoda 1101 VO и автомобиль чехословацких партаппаратчиков и «кагэбэшников» — черный седан Škoda 1201. Чуть позже подъезжает и парочка «Октавий». Жребий выделяет нам с напарником один из самых экзотичных авто в пробеге — военный Škoda 1101 VO (Vojenský otevřený, «Военный открытый», она же, bojový tudor). Его хозяин Йозеф Волк прихватил с собой приятеля. В результате у нас полный экипаж и внушительная нагрузка. Пока хозяева машин общаются, мы изучаем старомодную механическую коробку передач. Škoda 1101 VO выпускается с 1949 года, и коробка досталась ей в наследство от тех времен, когда в Чехословакии было принято левостороннее движение. Порядок расположения передач в те времена был другой.
На освоение работы древней «мешалки» ушло минут пять. На то, чтобы освежить в памяти технику двойного выжима, еще столько же. А вот на то, чтобы убедить хозяина уступить место за рулем, потребовалась уйма времени.
Пока мы убеждали упрямого чеха, что его машине ничего не угрожает, успели пропустить пару поворотов. О том, что мы вот-вот повторим подвиг Швейка и превратим короткий маршрут в путешествие по всей Европе, мы догадались, увидев указатели с немецкими названиями. На заправке мы наконец уломали пана Йозефа доверить старшему из нас управление. Кстати, процедура заправки олдтаймера мало похожа на привычную: в современный бензин приходится добавлять свинцовую присадку, тщательно вымеряя ее количество в пересчете на объем бака. Топливный бак тоже не чета современным.
У всех машин-участников он располагается под капотом, рядом мотором и АКБ. И почти у всех единственным достоверным способом измерения остатка топлива оказалась отполированная за годы использования деревянная трость. Ей же придерживают крышку капота во время заправки или ремонта.
Пока дорога идет по равнине или под горку, управление «боевым тюдором» не кажется слишком сложным. Но как только появляется необходимость в маневре, развороте или торможении — все оказывается не так просто. После нескольких остановок с непривычки забивается икроножная мышца правой ноги. Современного усилителя тормозной системы не предусмотрено, равно как и усилителя рулевого управления. Руль огромен, тяжел, а радиус разворота кажется чудовищным. Его приходится начинать с обочины. Только в этом случае развернуться можно в один прием. Километров через десять пан Волк почти успокоился и, перекрикивая тарахтение мотора, рассказал нам историю своей машины.
Автомобили семейства Škoda 1101 были построены на хребтовой (трубчатой) раме, оснащены независимой подвеской, гидравлической тормозной системой и мощным для тех лет, но экономичным четырехцилиндровым двигателем объемом 1089 см3 (32 л.с.). В основу модельного ряда лег закрытый двухдверный автомобиль 1946 года, давший само название Tudor от английского two-door: двухдверный. Затем появился четырехдверный седан. Он активно использовался как служебный транспорт в различных ведомствах. В линейке были и кабриолеты с жестким дверным каркасом и складывающейся тканевой крышей. Позже модельный ряд пополнился элегантными родстерами. Отвечая требованиям практичности, производитель добавил в семейство автомобилей удобный фургон и версию универсал, известную как Škoda STW. Уже в то время автомобили Škoda оснащались складывающимися задними сиденьями, увеличивающими объем багажного пространства до 1490 мм в длину и 1380 мм в ширину. Наша военная версия 1101 отличается цельнометаллическим кузовом и взаимозаменяемыми передними и задними дверьми.
Автомобиль пана Йозефа был выпущен в 1949 году. Как и 1457 других экземпляров этой модели, исправно служил в армии ЧССР. Потом в 1960-м был передан в Svazarm — организацию по сотрудничеству с армией, аналог советского ДОСААФ. Спустя еще пять лет машина попала в руки частному владельцу. Он-то и предложил ее пану Волку. 16 лет назад бывший прораб-строитель, а ныне пенсионер, пан Йозеф приобрел Škoda 1101 VO за вполне доступные 80 000 крон, что тогда примерно равнялось 80 тыс. рублей. Первоначально стоявший на авто 32-сильный двигатель объемом 1,1 л был заменен на более мощный 44-сильный, такой же как на Škoda 1201. Разумеется, одним мотором дело не ограничилось, и с тех пор сумма вложений существенно превысила цену при покупке. Впрочем, цена экземпляра на ходу с тех пор прилично подросла. По словам нашего собеседника, недавно спортивную версию «тудора» 1101 приобрели коллекционеры из Польши, выложив 3 млн крон.
Но на деле купить такую машину сейчас практически невозможно.
Выезды подобные нынешнему ралли для раритета пана Волка редкость. Чаще всего он выезжает на короткие расстояния, в основном на антикварные ярмарки. Туда владельцев старинных авто пропускают бесплатно, чем пан Волк и его товарищи-коллекционеры активно пользуются. Во многом благодаря поездкам на эти ярмарки владельцам авто, участвующих в нашем ралли, удается поддерживать машины в состоянии максимально близком к оригиналу.
После краткой остановки мы снова трогаемся в путь — нас ждут спецучастки «секундного ралли». Как следует из названия, их мы проходим с помощью секундомера. Дистанцию и скорость прикидываем на глаз. Получается неплохо, и пусть «максималка» у нашего экипажа и не самая высокая — всего 45 км/ч, а коллеги на «Фелициях» пару раз успели нас обогнать, но азарт ощущается по полной. Как выяснилось потом — совершенно обоснованно. До первой поломки мы удерживали вторую позицию, уступая лишь экипажу более современного кабриолета «Фелиция», с более легким рулем и синхронизированной коробкой передач.
Вскоре мы приближаемся к «экватору» маршрута — Чешскому Крумлову. Одна из важнейших архитектурных достопримечательностей Чехии хранит свой облик практически без изменений с XVIII века. Помимо архитектурных памятников, некоторые из которых датированы XV веком, Крумлов интересен множеством фестивалей и праздников.
Самый заметный и яркий — праздник Пятилепестковой розы (Slavnosti pětilisté růže). Он проходит ежегодно в дни летнего солнцестояния. На это время город возвращается в Средневековье: на улицах и площадях устраиваются ярмарки и представления в средневековом стиле, играют музыканты и состязаются рыцари. Летом же здесь проходят несколько заметных музыкальных событий мирового уровня — международный музыкальный фестиваль «Чешский Крумлов» (Mezinárodní hudební festival Český Krumlov), фестиваль джазовой и альтернативной музыки «Джазовый Крумлов» (Jazzky Krumlov).
Наш въезд в Крумлов обставлен триумфально. На радость фотографу мы путаемся в указателях и въезжаем в пешеходную зону и исторический центр города, внесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО. Делать нечего. «Надеваем» торжественные лица, притворяясь, что все идет по плану, — «улыбаемся и машем». Восторгу туристов нет предела. Камеры, веселые возгласы, приветствия. На наше счастье, рядом не оказывается ни одного полицейского, и мы, торжественно совершив круг почета по центральной площади, возвращаемся на маршрут.
К сожалению, после Крумлова случается первая вынужденная остановка.
Наш «ветеран» элементарно устал от езды по холмам и перегрелся. Дав мотору остыть, мы проходим еще один спецучасток и уже близки к финишной точке — городку Глубока-над-Влтавой. Увы, неподалеку от местечка Черный Дуб автомобиль снова начинает чихать и кашлять, и мы сходим с дистанции.
Остается поблагодарить конструкторов военной техники за удобно расположенные по бортам ручки для выталкивания «джипа» из грязи. Машина, кстати, джипом не является — она заднеприводная, а сходство с Willys лишь внешнее. Откатываем «Шкоду» на обочину, и пан Йозеф принимается за поиск неисправности. Первоначальная догадка о том, что причиной является карбюратор, не оправдалась — он чист. Электрика, в которой всего-то метров десять-пятнадцать проводки, исправна. Провозившись часа полтора, водружаем карбюратор и воздушный фильтр на место, и вдруг, буквально за минуту до прибытия техпомощи, «боевой тудор» возвращается к жизни. Мы выдвигаемся к месту финиша, а заодно еще одной достопримечательности — замку Глубока.
Основанный в середине XIII века на скале высотой 83 метра над рекой Влтавой недалеко от местечка Подграби, в 9 километрах от Чешских Будейовиц, замок поначалу фигурировал в хрониках как Фрауенберг. Сегодня его стиль готика, но замок неоднократно перестраивался, приобретая то ренессансные, то барочные черты. До национализации в 1947-м специальным законом за 400 лет замок сменил 26 хозяев, а в 1660 году стал собственностью рода Шварценбергов, владевших половиной Южной Чехии. Если окажетесь в этих местах, не пожалейте 250 крон на экскурсию — оно того стоит.
Кстати, один из последних представителей экстравагантной династии Шварценбергов был страстным автолюбителем. Но это не добавляло ему любви местного населения, отзывавшегося о владельце замка следующим образом:
«Молодой князь, сопляк, все кругом своим автомобилем провонял. Погоди, Господь Бог ужо намажет тебе харю бензином...»
Такой тирадой разразился старый пастух, приютивший Швейка 100 лет назад. В отличие от князя, нам и другим участникам везет гораздо больше — местные жители встречают машины с воодушевлением. Пешеходы машут руками, а автомобилисты — что на скромных хетчбэках, что на роскошных кроссоверах — приветственно сигналят. Оно и понятно — мимо чехов проезжает их собственная история технических и дизайнерских достижений. И им тут бесспорно было и есть чем гордиться.
Ралли закончено. И пусть нашему экипажу достался лишь почетный знак «За волю к победе», но эмоции, впечатления и полученный интереснейший опыт ничуть не хуже, чем у победителей. Ну, а первый приз постараемся получить в следующий раз.