«АвтоВАЗ» обсуждает с партнерами из дружественных стран налаживание производства автомобилей тех сегментов, которые ни один действующий российский автозавод сейчас не выпускает. Об этом рассказал президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов в интервью журналу Forbes.
«Мы — открытая компания. Как раз сейчас обсуждается возможность сборки на одной из площадок, включая, может быть, и ижевскую, автомобилей классов C и D вместе с партнерами из дружественных стран», — сказал Соколов.
В качестве возможного партнера для такого проекта наиболее вероятными выглядят китайские автопроизводители, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Я думаю, что в качестве партнеров для «АвтоВАЗа» прежде всего рассматриваются китайские компании JAC и Dongfeng. C JAC сотрудничает «КамАЗ», с Dongfeng, работает Evolute, так что контакты налажены.
Такое складывается общее ощущение. И стратегически такие машины нужны», — говорит «Газете.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
В модельном ряду Dongfeng присутствует большое количество кроссоверов, включая IX7, относящийся к названному главой «АвтоВАЗа» сегменту. Эта китайская марка выпускает седан A9 того же сегмента, что и покинувшая российский рынок Toyota Camry, приводит пример эксперт. Длина этой модели свыше 5 метров, она оснащается 1,8-литровыми турбомоторами мощностью 204 л.с.
В случае, если соглашение будет достигнуто, такие автомобили, как минимум, первые полтора года придется собирать «отверточным» методом,
поскольку технологические возможности «АвтоВАЗа» не рассчитаны на производство автомобилей подобного типоразмера. В частности, это касается окрасочного производства,
добавляет он. При этом выпуск машин сегмента C и D вероятнее всего будет налажен под маркой Lada.
В этих рыночных нишах российский рынок остро нуждается в седанах для обновления корпоративных парков, указывает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«В первую очередь России нужны седаны – если не сотни, то десятки тысяч.
Нужно обновлять парк такси, для этого необходимы седаны класса С, плюс необходимо менять государственный и муниципальный легковой транспорт. Есть также множество госкомпаний», — говорит Моржаретто.
Частному клиенту необходимо время, чтобы привыкнуть к новым маркам и понять, что продукт качественный. Сейчас китайские автопроизводители рассматривают возможность прихода на российский рынок, возможно, они выведут свои машины через локальную сборку, рассуждает Моржаретто. Именно этим он объясняет появление в России таких локальных брендов, как «Москвич», Evolute. К тому же китайские партнеры опасаются вторичных санкций, уверен он.
«FAW напрямую не работает в России, потому что это государственная компания. У Dongfeng есть крупные интересы в Peugeot-Citroen, а также в сотрудничестве с другими мировыми автопроизводителями, поэтому он также напрямую не работает в России. В целом же
в Китае около 120 крупных автопроизводителей, желающие рискнуть найдутся»,
— подытожил собеседник.
Среди тройки крупных китайских автопроизводителей местного производства в России нет только у Chery. Haval имеет свой завод в Тульской области, Geely — выпускает авто в Белоруссии. Приход Chery на «АвтоВАЗ» теоретически возможен, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Модельный ряд у этой компании широк, есть и кроссоверы, и седаны – например Arrizo 7, который не вышел на российский рынок только из-за пандемии. Но здесь необходимо просчитывать бизнес-кейс, потому что организация производства – это инвестиции», — сказал Кадаков «Газете.Ru».
Для налаживания производства необходима перенастройка оборудования, при этом крупноузловая сборка неактуальна из-за пошлин, которые практически приравнены к сборам за новые автомобили, указывает он.
«Седаны Arrizo 7, Arrizo 8 – один из потенциальных вариантов. Если они удержат в рознице цены на такие машины в пределах 1,5 млн рублей, в этом есть смысл»,
— считает Кадаков.
В случае с Dongfeng A9 в качестве замены Toyota Camry эта модель будет иметь успех на рынке, если будет дешевле «японца» на 15%, полагает Сергей Бургазлиев.
«Если машина будет выступать в сегменте D, формата Toyota Camry и Nissan Teana, оптимальная цена на нее – 2,2-3, млн рублей. Для автомобилей классом ниже – примерно на 500 тыс. рублей дешевле», — оценивает он.
В настоящее время на рынке ощущается острая нехватка автомобилей в большинстве сегментов, автопром в нынешних условиях за потребностями рынка не успевает, констатирует гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«Из дружественных стран, где есть автопром, у нас остался Китай, Иран, где автомобилестроение очень устаревшее, и, в теории, Индия. Но скорее всего будут работать с китайцами», — соглашается с другими экспертами Целиков.