Хотя вопрос возможного запрета на шипованную резину в России поднимался неоднократно, единой точки зрения у властей по этому поводу нет. Об этом в интервью радио Sputnik заявил депутат Государственной Думы Александр Васильев.
«Я считаю, что какой-то сверхнеобходимости для жителей Центральной России в шипованной резине нет. Она необходима там, где асфальта зимой практически не видно. Там действительно надо выбирать шипованную резину», — подчеркнул парламентарий.
По его словам, полный мораторий на всю страну депутаты не считают целесообразным; однако ведется активное обсуждение вопроса о введении запрета в отдельных субъектах федерации – к примеру, в Москве.
Васильев добавил, что если бы столичные власти запретили при любой погоде ездить на шипах, то это не сыграло бы никакой роли для других регионов. «На мой взгляд, необходимо отдать этот вопрос на откуп местным властям и владельцам дорог», — добавил он.
Российские водители любят шипованную резину, поскольку она стоит дешевле других зимних аналогов, пояснил депутат. При этом ездят на ней не только зимой. Такая резина опасна для дорог на любой скорости — шипы выворачивают крошку из асфальта любого качества, даже европейского, резюмировал Васильев.
В Минтрансе РФ в феврале 2020 года заявили, что «увеличение периода запрета использования шипованных шин не представляется возможным из-за наличия в транспортном потоке значительной доли транзитного автомобильного транспорта, пересекающего несколько климатических регионов».
В России сильно отличаются погодно-климатические условия разных регионов и вводить единые жесткие ограничения по запрету на шипованные шины «нецелесообразно», добавили в Минтрансе. Кроме того, наличие различных требований повлечет за собой большие издержки для автомобилистов.
Сейчас по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в России запрещено использовать шипованную резину в летние месяцы. Штрафов за нарушение этого положения закона нет.
Кроме того, в Минтрансе заявили, что зимой многие участки региональных дорог имеют «уплотненный снежный покров» и коэффициент сцепления на нем ниже, чем на мокром асфальте.
«Движение на таких участках дорог без использования шипованной зимней резины будет существенно снижать безопасность и увеличивать риск возникновения аварийных ситуаций», — подытожили в ведомстве.
5 февраля газета «Коммерсантъ» сообщила, что проблемы влияния покрышек с шипами на состояние российских дорог обсуждались на круглом столе в Государственной думе.
Каждый год власти РФ расходуют из бюджета на восстановление дорожного покрытия от 60 до 220 млрд рублей, говорится в материале со ссылкой на данные РосдорНИИ. На ремонт колейности, которая «чаще всего возникает из-за шипов», ежегодно уходит 53 млрд рублей, сообщили в Российском университете транспорта.
Большая часть экспертов по дорожному строительству поддержали предложение ввести дополнительные ограничения для водителей, использующих шипованные покрышки.
Сейчас, напомним, на зимней резине с железными шипами разрешено ездить в зимний сезон — с декабря по февраль. На протяжении всего лета использовать шипованную резину запрещается.
Госкомпания «Автодор», занимающаяся платными автодорогами, предлагает ввести штраф и разрешить регионам самостоятельно определять период использования шипованной резины — поскольку климатические условия по всей стране отличаются. Кроме того, предлагается создать систему автоматической идентификации шипованных автомобилей — для этого
рекомендуют вернуть обязательный для таких машин знак «Ш» в треугольнике — «Шипы». В МВД идею вернуть штрафы за нарушение правил применения шин поддержали. Однако, добавили в ведомстве, остается проблема с грузовыми автомобилями и автобусами — они круглый год ездят на летней резине.
В начале ноября 2018 года СМИ сообщали, что МВД запланировало отказ от обязательного использования автомобильного знака «Шипы».
«Опознавательный знак «Шипы» потерял свою актуальность. Сейчас динамические характеристики движения транспортного средства определяются иными факторами», — заявил замглавы МВД Михаил Ваничкин.
Чиновник указал, что характеристики автомобиля определяются его конструкцией, весом груза, современными электронными системами торможения. Поэтому сейчас
знак «Шипы» уже не позволяет автомобилистам точно сказать, как поведет себя на дороге машина. Особенно это заметно «в условиях неоднородного дорожного покрытия, характерного для зимних условий».