Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в октябре 2017 года выросли на 17,3 % по сравнению с октябрем 2016 года и составили 148 597 автомобилей. Такие данные приводит в своем ежемесячном отчете комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом все десять моделей-лидеров продаж — традиционно местного производства.
Всего же в январе – октябре 2017-го года в России было продано 1 277 938 новых автомобилей.
«Восстановление российского автомобильного рынка продолжилось в октябре с результатом, превышающим прошлогодний на солидные 17%, — прокомментировал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Это уже восьмой месяц положительной динамики подряд, что является самым продолжительным периодом непрерывного роста рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей с 2012 года. Конечно, размер сегодняшнего рынка далек от рекорда, достигнутого в том году. Однако радует то, что
при текущих темпах восстановления годовые продажи в 2017 имеют хороший шанс достичь уровня, на котором был рынок в 2015 году».
Отметим, что по данным АЕБ, в 2015 году в целом было продано 1 601 216 новых автомобилей.
Большинство брендов показали серьезный прирост. Однако лидерство по количеству проданных автомобилей в России традиционно удерживает «АвтоВАЗ» с результатом 28 638 единиц (+23%) в октябре и 249 845 единиц (+17%) по итогам первых десяти месяцев 2017-го года.
Основными драйверами продаж стали модели Granta, Vesta, Largus и XRay.
Продажи недавней новинки, Lada Vesta Cross, стартовали только 25-го октября и в статистику пока не вошли. Вместе с тем недавно «АвтоВАЗ» отчитался о том, что за девять месяцев 2017 года предприятие смогло увеличить выручку на 21,5%.
На втором месте Kia с результатом 17 407 проданных единиц (+16%) в октябре и 152 630 автомобилей за период с января по октябрь (+25%). У Kia лучше всего продается модель Rio, которая стала самой популярной в обоих взятых периодах, а также Sportage и Optima. Между тем недавно словно в отместку «АвтоВАЗу» марка запустила производство модели исключительно для российского авторынка, назвав его кросс-хэтчбек Rio X-Line.
Цена модели варьируется от 774 900 до 1 024 900 рублей — она позиционируется прямым оппонентом Lada Vesta Cross и Vesta SW Cross, которые стоят от 639 900 руб. и от 755 900 руб. соответственно.
На третьем месте по продажам в России — Hyundai — 15 712 единиц в октябре (+11%) и 127 597 по итогам 10-ти месяцев (+11%). В октябре лучше всего продавались Creta и Solaris, который относительно недавно пережил долгожданное обновление.
На четвертом месте расположился Renault: 13 036 автомобилей (+18%) и 108 754 единиц соответственно (+18%). Недавно марка объявила о своей новой стратегии по обновлению и улучшению восприятия бренда, а также на фокусировке по производству в России широкой гаммы кроссоверов. Однако пока продажи марки тянут старые добрые Duster и Logan. Старые в переносном смысле: марка не забывает обновлять внешность моделей для России.
Отдельно любимый маркой кроссовер Kaptur занял 15-е место в списке самых популярных моделей в России в октябре, а вот новый Koleos пока в Топ-25 не вошел.
Замыкает пятерку лидеров Volkwagen с 8 014 единиц (+15%) в октябре и 70 108 единиц (+18%) за 9 месяцев, выезжая на Polo и Tiguan. А вот новый Volkswagen Tiguan Allspace ожидается только в конце 2018 года.
Рост показали Nissan (+27%), ГАЗ (+10%), Skoda (+24%), Ford (+33%). Сфокусировавшийся в России на премиальных автомобилей Chevrolet продал 3 053 машин (+25%). Mitsubishi с результатом 3 020 прирос на 140%, BMW продал 2 568 машин (+17%), Mazda — 2 417 автомобиля (+24%). Растут Volvo (456 единиц, +8%), Porsche (452 единицы, +25%).
Если посмотреть на более нишивые бренды, то многие также показали рост. Например, Infiniti (380 автомобилей +4%), Cadillac (132 единцы +28%) и Genesis (90 автомобилей +718%).
При этом заметно просели продажи УАЗ (-19%) и Lexus (-7%). Audi потеряла 3% в октябре и 20% по итогам 10 месяцев текущего года – падению продаж марки способствует, в частности, ограниченный модельный ряд и отсутствие локализованного производства в России (машины в России производят только по принципу «отверточной» сборки). Jaguar, продав 152 автомобиля, в октябре просел на 30%.
Продажи подтянет господдержка и снижение инфляции
Основными драйверами продаж эксперты называют господдержку и отложенный спрос. А растущим сегментом считается SUV. Зампредседателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев в беседе с «Газетой.Ru» предположил, что в 2018 году продолжится действие отложенного спроса.
«Отсутствие резких потрясений в макроэкономической ситуации дает повод россиянам задумываться о покупке новых автомобилей, — сказал Зиновьев.
— Кроме того, более выгодными стали кредитные программы российских банков, появлению которых способствует систематическое снижение ключевой ставки ЦБ и укрепление рубля по отношению к мировым валютам. Тем не менее пока рано говорить о выходе на уровень продаж 2015 года: неясна до конца ситуация с продлением программ господдержки в 2018 году. При этом укрепление рубля и рост цен на нефть окажут позитивное влияние на спрос».
В свою очередь, начальник управления целеполагания бизнеса ГК «Автомир» Алексей Пономарев считает, что при отсутствии появления каких-либо дополнительных факторов, способных подстегнуть спрос, рост продаж в 2018 году составит 10-11%. «В значительной мере на показатели этого года будут влиять еще и ограниченные производственные планы импортеров и производителей», — отметил Пономарев в беседе с «Газетой.Ru».
А вот партнер практики «Промышленность» АО «НЭО Центр» Александр Ракша к прогнозу АЕБ относится двойственно: «С одной стороны, стабильный рост авторынка восьмой месяц подряд действительно говорит о преодолении кризисной ситуации, — сказал Ракша «Газете.Ru».
— С другой, здесь большую роль играют валютная разница и дорожающая нефть. Многие эксперты связывают рост авторынка именно с этими факторами.
Учитывая то, что сейчас творится на мировом нефтяном рынке, неизвестно, сколько еще может продлиться подобная тенденция. Есть реальные опасения, что начало нового 2018 года может погрузить рынок в депрессию за счет перенасыщения его новыми машинами, а также за счет реального роста потребительских цен и традиционного подорожания услуг с начала 2018 года».