Расследование резонансного ДТП в Ханты-Мансийском автономном округе, в котором при столкновении с полицейским «УАЗиком» погиб 15-летний мотоциклист, получило стремительное развитие после вмешательства центрального аппарата Следственного комитета России.
Появившаяся в СМИ информация о том, что находившийся за рулем служебной «буханки» инспектор ГИБДД был пьян и сам спровоцировал аварию, привела к тому, что в Москве сначала взяли на контроль, а потом и вовсе забрали себе расследование уголовного дела. Глава ведомства Александр Бастрыкин был вынужден срочно прибыть в регион, отметившийся за последнее время несколькими громкими ДТП, прогремевшими на всю страну: новости о громких отставках не заставили себя ждать, а дело, возбужденное по ч.3. ст. 264 УК России (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека), быстро переквалифицировали на ч.4 ст. 264 УК России — нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения, повлекшего по неосторожности гибель человека.
Мотоциклиста зацепило за задний мост
Сама авария произошла в поселке Перегребное Октябрьского района 29 сентября около 16 часов. По словам очевидцев, подросток ехал по главной дороге на мотоцикле «ИЖ», когда его насмерть сбила выехавшая со второстепенной дороги полицейская «Буханка». После удара мотоцикл загорелся вместе с юношей: подростка в шлеме и защитной куртке зацепило за дно УАЗа, после чего протащило под днищем около 10 метров до кювета. В итоге мотоциклист скончался на месте от ожогов и травм. Как рассказали «Газете.Ru» местные жители,
за рулем «УАЗа» ехал местный 49-летний инспектор ГИБДД Батырхан Даудов, который был якобы сильно нетрезв, поскольку четыре дня подряд отмечал рождение ребенка у близкого родственника.
По их словам, инспектор несколько часов отсыпался в машине, которая стояла поодаль от основной дороги, а потом проснулся и стал выезжать на главную дорогу. Свидетели утверждают, что, выполняя этот маневр, инспектор просто не заметил мотоцикл, а после аварии даже не предпринял попыток помочь пострадавшему и потушить огонь.
Как рассказал «Газете.Ru» очевидец Дмитрий Мельниченко, высокопоставленный сотрудник местной администрации, непосредственно тушивший горевшего мотоциклиста, инспектор сразу же уехал с места ДТП, и, как позже рассказывали местные врачи, якобы поехал в больницу, требовать справку о том, что он трезв. «Потом вернулся — дышал в трубочку, а свидетелями стали двое пожарных. Пожарные рассказали, что видели цифру 0,549 промилле, но в итоге никаких протоколов и показаний их подписывать не попросили. В итоге у инспектора взяли кровь, пришли данные, что алкоголя в ней не нашли. Не нашла алкоголя и повторная проверка местного СК, проведенная на следующий день», — рассказал Мельниченко.
В пресс-службе регионального МВД «Газету.Ru» также заверили, что в ведомстве провели внутреннюю проверку и пришли к выводу, что инспектор ГИБДД был полностью трезв.
«Медосвидетелствование он прошел на месте в присутствии двоих свидетелей, алкоголя обнаружено не было, — сказали в ведомстве. — После он также проходил медосвидетельствование под контролем местного СК, которое также подтвердило его трезвость».
Как утверждает сотрудник администрации Мельниченко, версия по проводу произошедшего у полиции была сразу прямо противоположная: якобы инспектор следовал прямо по главной дороге, а мальчик выехал на встречную полосу и врезался в него:
«Нам даже на следующий день прислали новость на сайт для всех районов, в которой говорилось, что подросток не справился с управлением, выехал на встречную полосу и врезался в «УАЗ». А о том, что «УАЗ» был полицейский и им управлял сотрудник ГИБДД — ни слова».
Помимо негодования свидетелей в СМИ, которых возмутило, что по итогам ДТП было возбуждено дело по более мягкой статье, не учитывающей наличие опьянения у автомобилиста, поводом для дополнительного внимания к инциденту
%стал обыск у свидетеля Дмитрия Мельниченко. Его инспекторы ГИБДД провели совместно с Управлением собственной безопасности.
Полицейские потребовали предъявить сотовый телефон, на который были сняты фотографии и видео с места ДТП. «Пришли ко мне в кабинет, показали ордер на обыск, — рассказал Мельниченко. — Но все материалы я им передал сразу после ДТП. В итоге меня грубо избили, технику забрали».
После ДТП гаишник еще около месяца продолжал работать и только накануне был отправлен под домашний арест решением суда, что также возмутило Мельниченко. Ситуацию изменило лишь вмешательство СК России.
Напомним, что 4 декабря в регионе произошла еще одна громкая автоавария: на трассе Ханты-Мансийск — Тюмень попал автобус с воспитанниками и тренерами детской спортивной школы. Тогда погибли 10 детей, еще 16 пострадали. Расследование дела также взял на себя Следственный комитет. Обвинения были предъявлены сразу четырем фигурантам дела: водителям обоих транспортных средств, директору спортивной школы и представителю организатора перевозки детей. Кроме того, у следствия есть вопросы и к сотрудникам ГИБДД, которые за полгода до ДТП проявили халатность при лишении прав виновника аварии. В настоящее время дело уже слушается в суде.
При этом летом 2017-го года в СМИ попала история с задержанием сына бывшего главы ГИБДД ХМАО Сергея Алгазина, которого инспектор ГИБДД заподозрил в вождении в нетрезвом виде. В итоге гаишник получил нескольких дисциплинарных взысканий и пережил гонения на работе.