Во вторник чиновники и ведущие эксперты по безопасности дорожного движения в рамках публичных слушаний, организованных Открытым правительством, обсуждали текущие достижения в борьбе с аварийностью и обсуждали новые меры в этой сфере. Участие в дискуссии приняла и корреспондент «Газеты.Ru».
Нулевая терпимость к смертности на дорогах
По словам самого высокопоставленного участника встречи, первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, внедрение цифровой экономики позволит повысить собираемость штрафов за нарушение ПДД как с водителей, так и с пешеходов.
«Нужно, чтобы взимались хотя бы уже установленные законом штрафы, — сказал во время своего выступления Шувалов.
— Для этого существует цифровая экономика, которая уже бежит в нашу жизнь. Она обеспечит обязательную уплату штрафов со стороны нарушителей. У нас действительно хороший результат, но этот результат все равно с жертвами и покалеченными людьми.
Мы каждый год демонстрируем улучшение, но ситуация по-прежнему очень тяжелая. Нам нужно взять за основу совсем другую цель — это нулевая терпимость к смертности и увечьям на дорогах».
Также Шувалов предложил операторам сотовой связи, а также поисковикам использовать свои рекламные возможности для адресной передачи водителям и пешеходам информации о правилах поведения на дороге.
Когда повысят штрафы
Глава ГИБДД России Михаил Черников рассказал, что количество ДТП с участием пешеходов снизилось почта в два раза. По его словам, одна из основных проблем на дорогах — это невнимательность как водителей, так и самих пешеходов.
«Даже на регулируемом переходе пешеход обязан следить за своей безопасностью, — заявил Черников. — Многие пешеходы, например, в субъектах России даже не знают ПДД, многие из них просто не видели раздела с обязанностями пешеходов.
Поэтому вопросы недопонимания между водителем и пешеходом у нас действительно существуют. Случается также, что водители пытаются уезжать с места ДТП. За текущий год мы зафиксировали уже 100 тыс. уездов с места ДТП. Но стоит помнить, что за такие нарушения обязательно последует жесткое наказание».
Говоря о необходимости обучения правильному поведению на дороге с самого детства, Черников при этом отметил, что увеличение количества часов, отведенных под ПДД в виде школьных уроков, не всегда может быть принято позитивно самими детьми, поэтому нужно искать другие подходы.
«Мы работаем с Минобразования и планируем организовать в школах ежедневные «минутки безопасности», — сказал Черников. – Я думаю, что ребенок не сможет психологически принять дополнительные уроки в школе, а вот небольшие короткие «минутки» или интересные внеклассные занятия были бы полезны. Недавно мы обсуждали этот вопрос одновременно со всеми регионами».
Также Черников рассказал, что ведется работа над приложением «Народный инспектор», которое позволит гражданам участвовать в выявлении нарушителей.
Больше светоотражающих элементов
Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов в своем выступлении рассказал, что только 12% аварий случаются по вине пешеходов. Чаще всего страдают люди из так называемой группы риска: в том числе наркоманы и алкоголики.
А вот 88% ДТП с участием пешеходов, по данным Соколова, происходят по вине водителей.
В числе предложений Соколова, которые могут реально улучшить ситуацию на дорогах: обязательное использование пешеходами светоотражающих элементов на одежде, которые делают их более заметными в темное время суток. Это могут быть как отдельные фликеры, либо одежда со специальными вставками.
Также в связи с распространением таких устройств, как сигвеи, гироскутреры, электросамокаты, эксперт предложил в обязательном порядке зафиксировать их в ПДД под названием электромеханические транспортные средства.
По словам Соколова, пользователей таких устройств уже нельзя считать пешеходами, поскольку скорость этих транспортных средств весьма высока.
Регионам снижают скорость
Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей напомнил о подготовленном проекте федерального закона об организации дорожного движения, который вводит такой институт на уровень отдельного регулирования. Документ был подготовлен правительством, внесен в Госдуму и принят в первом чтении. Эксперт рассчитывает на то, что в осеннюю сессию закон уже будет принят. Бакирей также рассказал о том, что
ранее в ведомстве разработали методические рекомендации по снижению скорости автомобильных потоков и улучшению условий для пешеходов и направили их в регионы.
«Как показывает международный опыт – за этим будущее», — отметил Бакирей.
Подсвеченные пешеходы, светящиеся светофоры и новые знаки
Глава столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев рассказал, что в 2016-м году на 14% снизилась смертность и аварийность с участием пешеходов в Москве по сравнению с 2015 годом. По словам Юрьева, по статистике, после того, как улицу благоустраивают, поток пешеходов увеличивается примерно в шесть раз.
Падает и аварийность, благодаря тому, что проектирование производится с учетом психологических факторов – сужаются полосы, устанавливаются искусственные дорожные неровности, исключается хаотичное паркование, что, в свою очередь, улучшает видимость.
Так, на Садовом кольце в первые две недели сентября аварийность снизилась на 52%.
«В рамках специальной концепции в Москве до конца года на 48 перекрестках будут установлены специальные светофоры, которые будут помогать водителям и освещать пешеходов. Кроме того, до конца октября 79 нерегулируемых пешеходных переходов в столице оснастят дополнительной подсветкой, включая импульсные светофоры и лампы, подсвечивающие переход сверху. Указанные переходы оснастят также дорожными знаками с подсветкой дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».
В свою очередь председатель технического комитета 703 «Удобная дорога» Александр Шумский рассказал о новых дорожных знаках, площадь которых уменьшилась в среднем на 30%, что сделало их использование более удобным. Генеральный директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьевотметил, что каждые 75 минут на российских дорогах погибает один человек.
«Наша цель — по примеру других городов мира свести смертность среди пешеходов на дорогах к нулю. Это можно сделать, внедряя простые и эффективные решения на улицах городов. В Москве при непосредственном участии департамента транспорта мы применили шесть следующих решений: приподнятые пешеходные переходы, островки безопасности, приподнятые въезды во дворы, тротуарные пандусы, оптимизированный радиус поворота, искусственное сужение проезжей части. На дорогах, где в рамках программы «Моя улица» внедрялись эти решения, число ДТП снизилось на 56%».