В Москве через два-три года планируют внедрить систему для анализа «больших данных», чтобы более эффективно управлять общественным транспортом. Об этом в кулуарах Международного экспертного совета по транспорту корреспонденту «Газеты.Ru» рассказала заместитель главы столичного департамента транспорта Алина Бисембаева.
«Мы хотим сделать наземный транспорт эффективным, чтобы он стал альтернативой личным автомобилям, — рассказала Бисембаева. — Сейчас мы уже считаем пассажиропотоки, делаем матрицу корреспонденции, которая показывает, из каких районов и куда направляются пассажиры.
Сегодня эту информацию мы берем из разных источников и зачастую анализируем вручную. Нам нужен инструмент, который позволит делать это автоматически. Я думаю, что мы сможем его разработать через два-три года».
По словам чиновницы, анализ данных о работе общественного транспорта позволит более эффективно выстроить маршрутную сеть и повысить комфорт поездок.
Как рассказал во время своего выступления на экспертном совете заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, сегодня специалисты получают и обрабатывают данные о проходах пассажиров в метро и автобусы, сессии Wi-Fi, данные мобильных приложений, информацию об использовании парковок, треки общественного транспорта и даже данные с камер видеонаблюдения.
По словам заммэра, существующие сегодня в Москве технологии уже позволяют удаленно управлять светофорами, строить модели влияния на транспортные потоки дорожных работ и прогнозировать ситуацию на дорогах на три часа вперед.
«Следующим шагом по развитию транспорта в Москве мы видим создание сервиса, который сможет предоставлять качественные услуги персонально для каждого пассажира», — сказал Ликсутов.
Он утверждает, что столичные власти намерены в будущем разработать мобильное приложение, которое сможет на основании анализа транспортных данных советовать пользователю, в какое время лучше выходить из дома, предлагать альтернативные маршруты, информировать о забытых в транспорте вещах и оценивать удовлетворенность поездкой.
В то же время никаких конкретных наработок или планов по развитию этого сервиса заместитель столичного градоначальника не представил, заявив, что в данный момент концепция только разрабатывается. Для обмена опытом на экспертный совет были приглашены иностранные специалисты в области анализа городской биг-дата и разработки маршрутных сетей, которые рассказали, какие технологии уже сейчас используют в других городах.
Так, член правления предоставляющей в том числе и транспортные услуги компании Wiener Stadtwerke Holding AG Габриэль Домшитц рассказала, что в Вене технологии биг-дата уже активно используются для анализа перемещений пассажиров. На основании данных пользователей из специально разработанного транспортного приложения специалисты могут анализировать возрастные группы, маршруты и моделировать поведение пассажиров при возникновении нештатных ситуаций.
Кроме того, в Вене в ближайшее время планируют внедрить технологию, которая позволит фиксировать тряску на рельсах в метро и пригородных электричках с помощью мобильного телефона и таким образом выявлять неисправности на железнодорожных путях.
В китайских Шанхае, Пекине, Гуанчжоу и Шэньчжэне анализируются данные с дорожных радаров, информация о движении автомобилей с GPS и перемещении пассажиров в транспорте с помощью сигналов мобильных телефонов. При этом, по словам директора Пекинского института транспорта Цзифу Гуо, ежедневно вся транспортная система создает огромные объемы информации.
Например, каждый день на серверы заносятся 90 млн записей с 60 тыс. автомобилей такси, общий вес которых составляет более 15 ГБ.
Вице-президент нидерландской компании TomTom, занимающейся разработкой GPS-навигаторов, в ходе своего выступления отметил, что в Москве на основании анализа автомобильных потоков необходимо определить оптимальное соотношение между различными видами транспорта. Это, по его мнению, поможет уменьшить количество пробок и оптимизировать движение по городским улицам.
Джозеф Салем из компании RTA Dubai Arthur D. Little поделился успешными результатами работы единого мобильного приложения, объединяющего все виды транспорта, которое запущено в Дубае.
Он также отметил, что технологии давно ушли вперед, в то время как применение «больших данных» в управлении городом еще не найдено в полной мере.
Один из основателей и президент компании Moovit, которая занимается сбором и анализом данных об общественном транспорте по всему миру, высказал мнение, что уже сегодня все города могут применять биг-дата для более эффективного планирования работы транспорта.
Впрочем, как будут применять огромные объемы транспортной информации в Москве и приведет ли их анализ к повышению эффективности работы общественного транспорта, пока остается неясным.