Как стало известно «Газете.Ru», в 2016 году за нарушения ПДД российские суды суды привлекли к ответственности значительно меньшее количество водителей, чем в 2015-м. По некоторым административным статьям снижение количества нарушителей достигло почти 70%.
«Популярными» среди автомобилистов остались нарушения, связанные с употреблением алкоголя, — ст. 12.8 КоАП. Несмотря на заметное сокращение количества нетрезвых водителей: в 2015 году по ней осудили 444 468 человек, а за 12 месяцев 2016-го — почти на 100 тыс. меньше — 353 140 водителей. В итоге пьяная езда стабильно занимает первое место по числу нарушений.
При этом стоит оговориться, что суды не рассматривают материалы о превышении скорости, что было зафиксировано с помощью автоматических камер. Наказания лихачам выносят специальные центры ГИБДД, которые ежегодно штампуют десятки миллионов подобных дел.
Вместе со снижением числа выявленных пьяных водителей значительно упали в 2016-м и доходы бюджета от штрафов с них — с 11,5 млрд до 7,7 млрд руб.
Кроме того, гораздо меньше автомобилистов стало пускать за руль пьяных — количество нарушителей по ч. 2 ст. 12.8 КоАП сократилось за год с 6438 до 4886 человек.
Ощутимо сократилось и количество привлеченных к ответственности за езду по встречке: в 2015 году по ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП виновными признали 222 438 человек, а в 2016-м — уже 195 558 человек. При этом, как оказалось, в подавляющем большинстве случаев суды не лишали автомобилистов прав, а ограничивались штрафом в 5 тыс. руб.
— к такой мере приговорили 174 тыс. человек. И лишь 21,5 тыс. водителей пришлось расстаться с правами на срок от четырех до шести месяцев.
Вероятно, на волне ряда громких случаев, связанных с не пропускающими автомобили скорой помощи водителями и освещения этих инцидентов в прессе, более чем в два раза снизилось число нарушителей, привлеченных к ответственности по ч. 2 ст. 12.17 КоАП (непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом), —
в 2015 году таких автомобилистов по всей России было 7120 человек, а в 2016-м — уже 3318. При этом подавляющее большинство нарушителей этой нормы (3164 человека) отделались штрафом, прав лишились лишь 150 водителей.
Однако самым большим оказалось количество нарушений при движении крупногабаритных транспортных средств и перевозке опасных грузов (12.21 КоАП): число нарушений в 2016 году снизилось практически на 70% — с 34 803 до 10 624 случаев.
В то же время по некоторым статьям значительного снижения количества привлеченных к ответственности не произошло. Так, например, количество водителей, садящихся за руль без прав, управляющих автомобилем без номеров или с подложными номерами, а также ездящих по односторонним дорогам во встречном направлении, почти не уменьшилось.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что снижение количества выявленных правонарушений на дорогах связано с сокращением числа сотрудников ГИБДД и не отражает реальную ситуацию на дорогах.
«У нас гаишников на дорогах осталось совсем мало, и они от плановой перешли к рейдовой схеме работы. Соответственно, количество выявленных инспекторами нарушений стало меньше и в дальнейшем будет снижаться, —
считает он. — Но в то же время количество дорожных камер, которые фиксируют нарушения ПДД в автоматическом режиме, будет увеличиваться. Поэтому снижение доходов от штрафов, выписанных инспекторами, будет компенсироваться штрафами, выписанными автоматическими средствами фиксации. Автомобилисты в любом случае будут платить».
При этом столь сильное снижение нарушений в области движения грузового транспорта и перевозки опасных грузов, по мнению Шкуматова, связано с введением системы «Платон».
«Контроль за перевозкой грузов сейчас ужесточился, по этим статья предусмотрены большие штрафы, а иногда фуры отгоняют даже на штрафстоянки. К тому же появились станции автоматического весового контроля. Поэтому большинство перевозчиков стараются соблюдать правила, перегружать машины стало уделом, так скажем, маргиналов», — объяснил активист.