С конца апреля предприятие «ПСМА Рус» (Peugeot, Citroen, Mitsubishi) переходит на новый режим работы. В целях экономии все сотрудники, кроме административного персонала, переходят на так называемый суммированный учет рабочего времени на весь третий квартал 2017 года. Это означает, что первые три недели июня рабочих ждет вынужденный отпуск, однако последующие месяцы его придется отработать и проводить за производством автомобилей не восемь, а десять часов в сутки. Нововведение коснется всех трех марок. Об этом «Газете.Ru» рассказали в Межрегиональном профсоюзе работников автопрома (МПРА), где недовольны предложенными условиями. При этом, как утверждают в профсоюзе, сотрудников просто поставили перед фактом грядущих изменений — в МПРА уверены, если несогласные с новым режимом промолчат, работать в таком графике придется уже на постоянной, а не тестовой основе.
«Речь идет о 10-часовых рабочих сменах, причем пять пятидневных недель подряд. Нормального промежутка для отдыха в соответствии с предъявленным графиком не предполагается, — рассказал «Газете.Ru» руководитель местной ячейки независимого профсоюза Дмитрий Трудовой. — Первые три недели июня сотрудники будут находиться дома. А после, в разгар лета, когда температура будет держаться на отметке 30 градусов, людям придется буквально жить на работе.
Если посчитать дорогу до завода и перерыв на обед, то у людей будет по 13 часов в сутки уходить на одну работу. Это очень тяжело не только морально, но и физически.
Работники просто не будут успевать восстанавливаться, о какой сборке автомобилей в таких условиях может идти речь. Никаких надбавок тоже не предусмотрено. А зарплата у рабочего — около 20 тыс. рублей».
Трудовой уверен, что такое решение руководство завода приняло для максимальной экономии на ресурсах — транспорте, питании, электричестве, воде и так далее. К примеру, большинство работников добирается до завода на корпоративном транспорте. С сокращением фактического количества рабочих дней получается, что водители смогут делать меньше рейсов. Также для сотрудников предприятия действуют скидки на питание, а если столовая будет работать меньше дней, тоже есть возможность урезать часть расходов.
Как в свою очередь уточнил в беседе с «Газетой.Ru» активист МПРА Владимир Сорокин, который трудится на предприятии в Калуге, завод попеременно работает то в четырехдневном режиме, то в пятидневном. Он уверен, что 10-часовые рабочие смены обязательно должны сочетаться с отдыхом, и рассказал, что заявление о неправомерности такого решения уже направлено в прокуратуру, его подписали несколько десятков работников.
«Конечно, многие просто молчат, ведь в Калуге найти приличную работу, не на 15–17 тыс. рублей, а что-то более достойное, очень трудно, уходить некуда.
Многие мои товарищи, которые «сократились» полгода-год назад, до сих пор ищут постоянную работу», — рассказывает Сорокин.
Отметим, что в официальном заявлении МПРА даже пригрозили возможным проведением итальянской забастовки — видом протеста, когда работники выполняют свои должностные обязанности предельно строго, с соблюдением всех правил.
Не сокращают, но и не держат
Как рассказывают в МПРА, даже в условиях экономии сокращений на заводе не проводится, однако и нового набора нет. Так, ровно год назад численность сотрудников предприятия «ПСМА Рус» снизилась с примерно 3 тыс. до 1381 человека, сейчас этот показатель еще уменьшился, но не существенно. В профсоюзе МПРА считают, что «лишних» работников предприятия руководство пытается сократить косвенными способами, создавая им неудобные условия работы.
«У нас очень интересный коллективный договор, — говорят в МПРА. — Согласно ему, работодатель может обеспечивать сотрудников корпоративным транспортом, питанием и так далее. А как он это должен делать — не прописано. Так, большинство пользуется корпоративным транспортом — люди живут в 70–80 км от поселка Росва, где находится предприятие. Ездить на своей машине — разоришься, да и не у всех они есть. А остановки этих вахтовых автобусов делают в таких местах, что и не добраться. И как хочешь, так и добирайся».
Надежд на значительное увеличение объема производства у сотрудников предприятия пока нет. «У Mitsubishi линия работает стабильно, а вот у Peugeot-Citroen вечно какие-то неожиданности, — рассказал Сорокин. — Даже мастера не всегда знают, чем начнется новый день и какой план. Слушал, что скоро мы должны начать выпускать здесь грузовой коммерческий транспорт Peugeot-Citroen, но пока мы делаем только опытные образцы, тренируемся, и о серийном производстве речи нет. Скорее всего, будем работать по заказу.
В целом конечно, жаль, что складывается такая ситуация. Автомобили-то мы делаем хорошие. Но стоят они слишком дорого, поэтому и не берут. Интерес к ним вернется, только если опустить ценник процентов на 20».
«Газета.Ru» обратилась с соответствующим запросом в пресс-службу завода «ПСМА Рус» накануне выхода материала, однако ответа от предприятия не последовало.
Напомним, что сейчас с конвейера в Калуге сходят всего три модели: внедорожник Mitsubishi Outlander, а также седаны Peugeot 408 и Citroen С4. Ранее здесь собирали и Mitsubishi Pajero Sport. Но с выходом нового поколения модели руководство компании решило импортировать ее в Россию из Таиланда и пока не инвестировать в ее локализацию.
В 2016 году Peugeot и Citroen не исключали возможности собирать в Калуге линейку коммерческого транспорта, в частности модели Expert и Jumpy. Об этом в интервью «Газете.Ru» заявлял генеральный директор группы PSA в регионе Евразия Кристоф Бержеран. Однако пока официально продажи новинок не стартовали, и, как уточнили в пресс-службе Citroen, пока окончательное решение о производстве моделей в России не принято.
Калужское предприятие начало производство автомобилей в апреле 2010 года — 70% завода принадлежит альянсу Peugeot–Citroen, а 30% — Mitsubishi. Размер совместных инвестиций в создание завода составил €546 млн. При полной загрузке завод может выпускать около 160 тыс. машин в год. Крупноузловую сборку (SKD) начали в 2010 году, а к 2012-му завод перешел на более технологичную мелкоузловую сборку (CKD), позволяющую выпускать автомобили с глубоким уровнем локализации. По итогам 2016 года, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Mitsubishi продали в России 35 909 автомобилей (-53%), Peugeot — 5645 автомобилей (-36%), Citroen — 5528 автомобилей (-28%).