«Нива» — едва ли не главная гордость всего «АвтоВАЗа». Это не только 40-летняя история успеха и признания, но еще и первый оригинальный автомобиль, разработанный на заводе в Тольятти. На «АвтоВАЗе» не стесняются называть внедорожник «уникальной моделью, открывшей новую эру в истории полноприводных машин». И в данном случае такие громкие слова трудно назвать преувеличением.
Идея создания легкого внедорожника для жителей села родилась еще в конце 60-х годов у главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева. Подумать над новым сегментом инженерам предложил глава Совмина СССР Алексей Косыгин.
В 1972 году ведущим конструктором «Нивы» назначили Петра Прусова.
Примечательно, что свое название машина получила по первым буквам имен детей Соловьева и Прусова — Надежды, Ирины, Вадима и Андрея.
В 1974 году появились первые предсерийные образцы модели, ее активно тестировали в самых разных условиях и даже сравнивали по проходимости, в том числе с продукцией британской Land Rover.
Главная особенность «Нивы» — в ее новаторских даже по мировым меркам решениях. Автомобиль получил постоянный полный привод, несущий, полностью закрытый цельнометаллический кузов, независимую подвеску и при этом отлично сочетал в себе комфорт и компактные размеры городского автомобиля — все это на фоне относительно небольшой по западным меркам цены сильно выделяло автомобиль среди конкурентов и обрекало его на поистине мировое признание.
Фактически «Нива» стала родоначальником класса городских кроссоверов, огромного класса автомобилей, который начал быстро формироваться после появления вазовского внедорожника.
До старта серийного производства Владимир Соловьев, к сожалению, не дожил. Сойдя с конвейера 5 апреля 1977 года, автомобиль сразу стал активно экспортироваться, и в отдельные годы большая часть «Нив» (правда, далеко не в той комплектации, что продавалась в самом СССР) шла на экспорт.
Причем речь шла не только о странах третьего мира, но и о ведущих автомобильных державах, в том числе Японии. И во многих из них до сих пор действуют фан-клубы модели. Несколько лет назад корреспондент «Газеты.Ru» обнаружил припаркованную праворульную «Ниву» на улице небольшого австралийского городка в окрестностях Аделаиды. Автомобиль был в хорошем состоянии и, очевидно, активно использовался.
«Ниву» можно встретить в Гренландии и Исландии и ряде других весьма отдаленных от Тольятти регионов планеты — всего за рубеж было продано более полумиллиона автомобилей.
В общей сложности с конвейера сошло уже около 2,5 млн экземпляров «Нивы», которая с 2005 года официально называется Lada 4x4 (оригинальное название отошло к СП «GM-Автоваз», которое собирает другую внедорожную модель — Chevrolet Niva). В 2017 году «АвтоВАЗ» подготовил специальную версию кроссовера Lada 4×4 40 Anniversary, производство которой должно начаться в апреле. Среди ожидаемых изменений — новый дизайн колесных дисков, специальный шильдик на переднем крыле под стойкой лобового стекла, новая отделка салона и новые цвета окраски кузова. Техническая начинка останется прежней, сейчас кроссовер комплектуется 83-сильным мотором объемом 1,7 л с пятиступенчатой механикой.
Кроме того, к юбилею модели летом «АвтоВАЗ» проведет ряд мероприятий для клиентов.
Одним из обладателей «Нивы» является президент России Владимир Путин, который приобрел ее в 2009 году.
Примечательно, что публично о покупке Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, впервые рассказал в Тольятти во время встречи с рабочими завода в марте того же года.
Отвечая на вопрос, какой отечественный автомобиль он хотел бы приобрести для себя, он сообщил, что это «Нива». «У меня уже есть, скоро оформлю», — заявил премьер.
Позже оказалось, что Путин приобрел не обычную Lada 4x4, а спецверсию «Джунгли», которая довольно сильно отличается от стандартной комплектации. У президентского кроссовера стоит более мощный мотор объемом 1,9 л и мощностью 140 л.с., видоизменены коробка передач, раздаточный блок, подвеска, усилен задний мост и полуоси. Кроме того, автомобиль оснащен «кенгурятником» и лебедкой. Путин лично представил покупку в мае 2009 года, неожиданно приехав на ней на встречу с турецким премьером.
«Это специальная комплектация. Но не для меня лично,
а они именно в такой комплектации выпускаются серийно, — рассказывал журналистам Путин о своем автомобиле. — Здесь в данном случае резина немного улучшенная». Автомобиль вызвал большой интерес у журналистов, и Путин даже позволил нескольким из них лично протестировать «Джунгли».
С тех пор президент регулярно указывает автомобиль в своей декларации о доходах.