Первый краш-тест комитет Euro NCAP провел в 1997 году — тогда на встречу с жесткими препятствиями отправили несколько автомобилей размера «супермини». В итоге Ford Fiesta и Volkswagen Polo по степени защищенности водителя и пассажиров набрали по три звезды из четырех возможных. Fiat Punto, Nissan Micra, Renault Clio и Vauxhall Corsa получили по две звезды, а пользовавшийся большим спросом Rover 100 не смог уберечь своих пассажиров и получил всего одну звезду.
Вскоре после публикации первых результатов Euro NCAP подвергся серьезной критике со стороны производителей автомобилей — они утверждали, что критерии, по которым оценивается надежность транспортного средства, настолько суровы, что ни одна машина не сможет достичь уровня четырех звезд. Несмотря на это, уже в июле 1997 года заветные четыре звезды достались шведскому Volvo S40.
По мере развития автомобилестроения и разработки новых систем безопасности менялись и критерии краш-тестов. В 2001 году Euro NCAP заявил о введении нового, пятизвездочного рейтинга. Первым автомобилем, получившим пять звезд, стал Renault Laguna.
В 2003 году комитет снова расширил границы своих испытаний — теперь жестким тестам стали подвергать и детские кресла безопасности.
В ходе исследований выяснилось, что большинство из них не отвечает требованиям безопасности и не может уберечь ребенка во время аварии. Специалисты выяснили, что это связано с неправильной установкой детского кресла или недостаточным натяжением ремня.
Еще через несколько лет Euro NCAP начал проверять безопасность пикапов — по мнению экспертов, этот транспорт используется не только для перевозки грузов, но и зачастую является своеобразным семейным автомобилем, а значит, должен надежно защищать своих пассажиров.
Испытания показали, что на тот момент ни одна из моделей не могла обеспечить должного уровня защиты: максимальный результат испытуемых не превышал четырех звезд.
В 2008 году комитет провел первую серию краш-тестов на удар сзади, а в 2009 году ввел новую рейтинговую систему, согласно которой каждому автомобилю выставляется единая оценка, которая включает в себя показатели безопасности для водителя, пассажиров, детей и пешеходов. Кроме того, большое внимание стали уделять способности автомобиля избежать столкновения.
Сегодня Euro NCAP проверяет автомобили разными способами, которые воспроизводят наиболее частые сценарии аварий, приводящих к смерти или травмам.
Машины разгоняют до скорости 64 км/ч и «лоб в лоб» ударяют о деформирующуюся алюминиевую поверхность. При этом площадь столкновения не должна превышать 40%: по статистике, большинство аварий происходит именно с таким частичным перекрытием. Воспроизводят и полное столкновение — в этом случае автомобиль на скорости 50 км/ч врезается в жесткий барьер.
Кроме того, проверяют устойчивость автомобилей к боковым ударам — о тележку, которая движется со скоростью 50 км/ч, или о стоящий неподвижно столб. В следующем году комитет также планирует начать тестировать системы, которые распознают велосипедистов и помогают избежать аварий с ними.
Чтобы показать, как изменились системы безопасности автомобилей за прошедшие 20 лет и какой вклад в это сделал комитет, Euro NCAP в честь своего юбилея провел краш-тесты выпущенного в конце девяностых Rover 100 и современной Honda Jazz.
На видеоролике видно, как после удара двигатель Rover буквально «въезжает» в салон, а уберечься от удара пассажирам и водителю не помогают даже подушки безопасности.
Honda же в аналогичных условиях ведет себя иначе: передняя часть машины принимает весь удар на себя, а в салоне со всех сторон раскрываются подушки безопасности, которые не позволяют людям удариться о приборную панель.
«Euro NCAP в течение двух десятилетий является движущей силой повышения безопасности автомобилей в Европе. В эпоху развития автоматизации и технологических изменений роль независимого тестирования становится еще более важной. Мы надеемся, что эта организация будет оставаться на передовой автомобильной безопасности в течение многих лет», — подвел итог двадцатилетней деятельности Euro NCAP исполнительный директор Европейского совета по безопасности дорожного движения Антонио Авеносо.
За годы деятельности независимая организация потратила на испытания €160 млн.