Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Автоюристы испортили ОСАГО

Что изменит в жизни автовладельцев реформа ОСАГО

Пока в Госдуме продолжаются горячие споры вокруг реформы ОСАГО, страховщики по-прежнему терпят миллиардные убытки от деятельности так называемых автоюристов. Представители отрасли уверены, что усилиями депутатов закон об «автогражданке» удастся довести до совершенства, и готовы идти на уступки автомобилистам, чтобы сделать отрасль прозрачнее.

Законопроект с поправками в закон «Об ОСАГО» активно готовится ко второму чтению в Госдуме. В первом чтении в середине декабря бурно обсуждавшиеся до этого депутатами и экспертами изменения были приняты нижней палатой.

Между тем основные баталии вокруг документа происходят именно сейчас — свои поправки в проект закона уже внесли несколько депутатов, регулятор отрасли — Банк России, а также Министерство финансов.

«Если говорить о законе в целом, то мы надеемся с помощью этой реформы довести его до совершенства, когда в конечном итоге потребитель гарантированно получает отремонтированный автомобиль, на что и рассчитано ОСАГО, — говорит «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Денежная форма компенсации при этом все равно остается: при полной гибели ТС, когда сумма ремонта превышает установленный лимит, и в случае тяжелой жизненной ситуации автовладельца. Последнюю формулировку сейчас прорабатывают депутаты и специалисты ЦБ.

Кроме того, если в ДТП причинен вред здоровью, то это будет только денежная выплата».

Ранее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) «Газете.Ru» поясняли, что поскольку одной из основных целей реформы является победа над недобросовестными автоюристами, они готовы идти на уступки потребителям и работать по многим предлагаемым сейчас к закону «Об ОСАГО» поправкам. Так, например, страховщики уже согласились исключить из своих расчетов коэффициент износа запчастей и взять на себя ответственность за качество ремонта, проведенного в рамках компенсации по ОСАГО.

«В целом есть моменты, которые нас не устраивают, — поясняли в пресс-службе организации. — Но мы заняли такую позицию, что версия закона, которая согласована Банком России и Минфином, является приемлемой. Хотя ее во многом и перекроили от изначальной версии в пользу автовладельцев. Но мы поддерживаем саму идею и готовы уступать в пользу потребителей.

Наш главный бич — это автомошенники.

Согласно нашему исследованию по всем регионам, оказалось, что за 2015 год страховые заплатили 18 млрд после судов со всяческими автоюристами. А по итогам 2016 года, по нашей оценке, эта цифра достигнет 25 млрд рублей, — сообщали в РСА. — Кроме того, есть практика инкассовых списаний со счетов СК, которые вообще сложно отследить. Мы долго бились, чтобы понять, какая это цифра, поскольку она не отражается в общей статистике. И оказалось, что к этим 25 млрд рублей по итогам 2016 года можно прибавить еще 15 млрд рублей.

То есть 40 млрд рублей — это объем теневого рынка, который мы теряем каждый год.

Страховщики в итоге даже готовы платить страховые премии на 25% больше за счет того, что при оценке транспортного средства при проведении ремонта по ОСАГО не будет учитываться износ. Ведь с учетом исключения потери 40 млрд рублей каждый год в системе получится сохранить деньги».

В общей сложности, по оценке страховщиков, в 2016 году было выплачено автовладельцам около 150–160 млрд рублей.

Инициативу страховщиков поддержали многие водители, ведь таким образом может быть решена, по крайней мере в теории, проблема споров со страховыми компаниями о стоимости ремонта. Согласно опросу холдинга «Ромир», проведенному в конце 2016 года, почти каждый второй автовладелец предпочел бы получить в качестве компенсации по ДТП направление на ремонт транспортного средства вместо денег, чтобы чинить автомобиль «самостоятельно». Опрос показал, что 42% автовладельцев негативно расценивают деятельность автоюристов, так как «они зарабатывают на чужом неведении».

Таким образом, автоюристы, выкупающие у попавшего в ДТП автовладельца право требования по страховке и получающие по решению суда компенсации, в разы превышающие реальный ущерб, фактически обманывают и автовладельцев, и страховщиков.

Посредники, как поясняют в РСА, перехватывают автовладельца сразу после ДТП и получают от него доверенность на право требования по страховке, сразу же выплачивая ему определенную компенсацию. После этого юристы направляют страховщику досудебную претензию. Попавшее в ДТП транспортное средство при этом на осмотр не предоставляется, в результате чего страховщик не может определить размер ущерба. В итоге для страховой компании это оборачивается выплатой штрафов, пеней, завышенного в несколько раз размера ущерба.

Особо напряженная ситуация с автоюристами сложилась в Волгограде, Краснодаре, Ростове, Воронеже, Башкирии, Саратове, Мурманске и ряде других городов.

«Сегодня мы уже выявили для себя основные проблемы региона, и в их числе — огромное количество посредников, деятельность которых должна попасть под прицел правоохранителей в ближайшее время. Сегодня в Волгограде есть информация о том, что выкупается сам факт события ДТП, — пояснял журналистам директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук ситуацию в Волгоградской области. — А дальше ущерб с компании взыскивают через суд, при этом сумма взыскания, которую в итоге платит страховая компания, в разы выше суммы ущерба. Массовость таких случаев привела к тому, что ряд страховых компаний в Волгоградской области демонстрируют убыточность по ОСАГО в 300%».

«Ключевая цель на сегодня — не просто бороться, а покончить с таким явлением, как «автоюризм», вывести его за рамки взаимоотношений между страхователем и страховщиком,

— говорит «Газете.Ru» генеральный директор ПАО СК «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. — Надо возвести жесткий барьер, который бы оградил рынок автострахования от криминальных «псевдоюристов». Они наживаются на финансовой неграмотности и доверчивости наших автовладельцев».

Страховщики сетуют, что в нынешних условиях многие компании вынуждены просто отказываться работать с «автогражданкой». Отечественный рынок ОСАГО покинули все ранее работавшие на нем иностранные автостраховщики. Из некогда 200 членов РСА на данный момент этим видом страхования занимаются менее 70 компаний. Тенденция ухода с этого жизненно важного для автомобилистов рынка продолжается. Проблема с ОСАГО сегодня — это проблема всей индустрии в целом.

Новости и материалы
Законопроект о бесплатных продуктах в магазинах внесут в Госдуму весной
Госпитализированный актер Евгений Косырев находится в тяжелом состоянии
Эксперт объяснил необходимость отключения WhatsApp на миллионах Android-смартфонов
Мужчины тратят денег на покупки в видеоиграх значительно больше женщин
Эксперты назвали признаки неоригинального iPhone
Стало известно, сколько россияне потратили на покупку подержанных авто за 11 месяцев
Военный эксперт заявил, что ВС России зачищают плацдарм ВСУ южнее Курахово
Глава МЧС назвал зоны риска стихийных бедствий в следующем году
В России рассказали, что ждет Зеленского после СВО
В Британии заявили, что Кураховская ТЭЦ может стать новой «Азовсталью»
Над российскими регионами за ночь сбили 13 украинских беспилотников
Названа причина снижения цены на красную икру
Американский профессор предсказал трудности Европы из-за Трампа
В России раскрыли, как Прибалтика пользуется слабостью НАТО
Два российских аэропорта приостановили работу
Посол заявил, что Россия и КНР ответят на сдерживание «двойным противодействием»
В русскоязычном интернете подсчитали фейковые сайты о благотворительности
В США рассказали, как Зеленский сам себе «сворачивает шею» в финансовом плане
Все новости