Савеловский райсуд Москвы вынес приговор по уголовному делу об угоне автомобиля Генпрокуратуры. Разбирательство вряд ли привлекло бы повышенное внимание СМИ, если бы не обстоятельства и объект угона. Злоумышленники — двое музыкантов из Самары — покусились на лимузин эпохи СССР ГАЗ-14-02 «Чайка». Всего в 1977–1988 годах было выпущено 1120 экземпляров машины.
Автомобилем, который стоит на балансе прокуратуры с 1986 года, в ведомстве давно никто не пользовался — на нем даже были установлены госномера времен СССР — 2540ММЖ. При этом «Чайка» регулярно проходила техническое обслуживание и была в исправном состоянии.
Именно при очередном техническом обслуживании случился инцидент. Рано утром 5 июня 2016 года двое музыкантов из Самары, выйдя из репетиционной на улице Правды, где один из них подрабатывал и проживал, обратили внимание на стоящий рядом с автосервисом необычный автомобиль и решили на нем прокатиться. Как пояснял затем в суде один из обвиняемых, Антон Рыжов, лимузин был не заперт и заправлен.
Сама идея угона, по его словам, исходила от приятеля Сергея Митрофанова, который, как установило следствие, завел автомобиль без ключа — отсоединив провод от замка зажигания.
Парочку на небанальном автомобиле приметили сотрудники ГИБДД, дежурившие на Кожевнической улице, — им показалось, что боковые стекла лимузина слишком сильно затонированы.
«В ходе проверки выяснено, что водитель и пассажир находятся в состоянии, внешне схожем с алкогольным опьянением. Как оказалось, документов, удостоверяющих личность, и документов на автомобиль задержанные при себе не имели. От прохождения медицинского освидетельствования они отказались», — сообщали тогда в столичной полиции.
Сотрудники ГИБДД принялись оформлять протоколы и вызвали эвакуатор для перемещения автомобиля на спецстоянку. В этот момент пассажир «Чайки» — Рыжов — внезапно запрыгнул в салон и дал по газам.
Полицейские сразу бросились в погоню — автомобиль двинулся в самый центр столицы. На требования об остановке водитель никак не реагировал. В конце концов в сотне метров от Кремля, на Боровицкой площади, один из полицейских применил табельное оружие — выстрелил сначала в воздух, а затем в левое заднее колесо «Чайки».
В этом время на Моховой улице, куда направилась подбитая «Чайка», образовалась пробка, и пьяный лихач в конце концов был вынужден остановиться. После этого полицейские провели жесткое задержание водителя, заодно частично решив проблему тонировки машины — они разбили дубинками боковое стекло водительской двери, чтобы извлечь нарушителя.
Вдобавок ко всем подвигам водитель «Чайки» успел столкнуться с двумя иномарками.
«Исправление подсудимых невозможно без изоляции от общества, они пьяные сели за руль, пять часов ездили по Москве, хорошо, что никого не сбили. Я прошу учесть степень общественной опасности преступления», — отмечала в судебных прениях представитель прокуратуры. Она требовала для обоих подсудимых реального лишения свободы. Суд в итоге решил несколько иначе.
Рыжов получил во вторник три года шесть месяцев и 15 дней колонии общего режима.
Он был признан виновным сразу по двум статьям — по п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное группой лиц по предварительному сговору) и по ст. 264.1 УК РФ за повторное управление автомобилем в пьяном виде или при отказе от медосвидетельствования. По одному из двух вмененных эпизодов по ст. 264.1 Рыжова оправдали. Кроме того, его на три года лишили водительских прав.
Митрофанова признали виновным п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ и осудили на два года условно, хотя прокурор просила для него четыре года колонии.
«Я намерен обжаловать приговор, мне только необходимо посоветоваться со своим адвокатом. У меня нет прав управления транспортным средством, но я, думаю, получу их в ближайшее время. Я пока не знаю, доволен я приговором или нет, но я рад, что остался на свободе», — заявил Митрофанов.