Об инциденте на одном из перекрестков Великого Новгорода стало известно в четверг вечером. Выложенную в соцсетях видеозапись конфликта водителя и четырех полицейских меньше чем за сутки посмотрели около 250 тыс. человек — многие из них не скрывают своего возмущения действиями стражей порядка, оставляя гневные комментарии.
Ролик сопровождается пронзительным комментарием, судя по всему, одного из очевидцев.
«Кирилл Максименко является инвалидом 1 группы, у парня нет плеча, предплечья и правой руки, — пишет пользователь Евгений Воронин (орфография и пунктуация авторские. — «Газета.Ru»).
Господа из дпс остановили его не представившись, намереваясь выписать штраф за переднюю тонировку. Кирилл попросил показать лицензию на прибор, измеряющий тонировку и сотрудника, который имеет лицензию на его использование. Вместо этого они захотели вынести его из его машины с формулировкой за неподчинение, без всяких понятых. Они были несколько раз предупреждены, что он инвалид с протезом. В итоге сломан протез, разбит сотовый, о человеческом достоинстве говорить не приходится. Все остальное на видео. Надеюсь, что все эти сотрудники в ближайшем времени будут с позором выгнаны из органов».
На видео отражен основной эпизод конфликта. Ролик начинается с того, что остановленного водителя полицейские относительно корректно приглашают пройти в патрульный автомобиль. Автомобилист отказывается и отвечает, что сначала дождется отца.
В ответ на отказ один из сотрудников ДПС со словами «выходим» резко хватает водителя за руку и начинает силой выволакивать из салона.
Супруга автомобилиста, которая снимала происходящее на мобильный телефон, пытается остановить гаишников, требует не трогать мужа, ссылаясь на его инвалидность. О своем статусе заявляет и сам водитель, однако сотрудники ГИБДД на это не обращают внимания, продолжая вытягивать его за левую, здоровую руку.
«У него протез сломается, он стоит 500 тысяч», — эмоционально говорит женщина, пытаясь остановить гаишников. В ходе борьбы протез ломается.
«Мужики, вы чего сделали-то? Он уже сломался, я не выйду», — говорит водитель.
В ответ на эмоциональные выкрики супружеской пары полицейские ведут себя довольно спокойно. «Вы понимаете, что вы… делаете сами?» — скомканно говорит один из полицейских после очередной жесткой фразы и, по-видимому, не сумев подобрать нужные слова для ответа.
Другой сотрудник ДПС произносит фразу: «Наручники надо надеть или газом».
На третьей минуте четырем полицейским, один из которых самовольно забрался на заднее сиденье машины и оттуда помогал коллегам, совместными усилиями все же удалось надеть на единственную здоровую руку инвалида наручники.
Кое-как они вытащили инвалида из машины. Уже у самой машины ДПС Максименко упал и пытался сопротивляться сотрудникам полиции уже лежа.
На четвертой минуте записи в ситуацию вмешался прибежавший на место инцидента отец. Он не пытался оказывать физическое сопротивление полицейским, но настойчиво требовал оставить сына в покое. Гаишники отвечают, что водитель не выполняет законные требования сотрудника полиции.
«Вы чего с инвалидом делаете? Вчетвером ломают!» — причитают родственники.
В конце концов молодому человеку удалось вырваться из объятий сотрудников ДПС. Он вернулся в свою машину, после чего полицейские все же пошли на попятную и сами предложили снять пристегнутые к единственной руке инвалида наручники.
Судя по отрывистым комментариям полицейских, они осознали, что переусердствовали. Тем не менее на настойчивые призывы жены водителя вызвать «скорую» они никак не отреагировали.
«Я вам как сотрудникам полиции говорю, вызывайте скорую помощь! Чего вы стоите как бараны?» — эмоционально говорит отец водителя. Кроме того, он обещает полицейским пожаловаться на них и добиться компенсации за сломанный протез.
«Давай по 19.3 напишем», — неожиданно слышится голос одного из гаишников за кадром.
Речь идет о ст. 19.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Виновному грозит наказание вплоть до ареста на 15 суток.
На этом видео прерывается, и окончание конфликта остается за кадром.
Пресс-служба областной полиции была недоступна для комментариев. В региональном управлении СКР «Газете.Ru» сообщили, что по факту инцидента назначена доследственная проверка по ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за «злоупотребление должностными полномочиями». Если дело все-таки возбудят, полицейским по ч. 3 данной статьи грозит от трех до десяти лет лишения свободы.
По словам официального представителя ведомства Анастасии Садриевой, автомобилиста, в конце концов, все же усадили в полицейскую машину и повезли в суд, где он был привлечен к административной ответственности по той самой статье 19.3 КоАП РФ.
Правда, судья выбрал для него минимальное наказание, оштрафовав на 500 руб.
Еще 1500 руб. он должен будет заплатить за нарушение правил тонировки — полицейские все-таки составили протокол за данное нарушение.
Помимо уже опубликованной видеозаписи, следствие планирует внимательно проанализировать данные с видеорегистратора машин ДПС.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов отмечает, что требование сотрудника полиции выйти из машины должно быть законным. «То есть должен быть соответствующий повод и должны соблюдаться определенные процедуры, — заявил он. — Если требование незаконно, то и подчиняться водитель не обязан. В данной ситуации, если водитель не хочет по какой-то причине выходить из машины, надо было либо пойти ему навстречу, дождавшись отца, или же поступить умнее и сказать, что вы, мол, ведете себя неадекватно, поэтому давайте пройдем медосвидетельствование. Для этого по закону водитель обязан выйти из машины, даже если ему очень не хочется. То есть полицейский должен объяснить, на каком основании он просит выйти из машины. Если это освидетельствование или осмотр, то у водителя просто нет других вариантов. А здесь на видео никаких вразумительных объяснений от сотрудников ДПС мы не слышим».
По словам эксперта, даже если уголовное дело будет возбуждено, серьезное наказание полицейским не грозит. «Такие дела в самом худшем для них случае обычно заканчиваются условным сроком», — отметил он.