Задержанные в Якутии за участие в жестокой расправе над диким медведем вахтовики объяснили свои издевательства над животным его опасным поведением. Об этом рассказал один из участников происшествия во время допроса, видеозапись которого опубликовала пресс-служба МВД России. Как сообщила официальный представитель ведомства Ирина Волк, в настоящее время установлены личности всех подозреваемых в жестоком обращении с медведем.
Выяснилось, что инцидент с наездом грузовых автомобилей на медведя произошел в мае 2016 года в Булунском районе Республики Саха (Якутия). Туда работники одного из промышленных предприятий прибыли в рабочую командировку.
«Ехали, увидели темное пятно, — рассказал на допросе участник расправы, лицо которого на видео «замазано», но по голосу понятно, что это мужчина лет 35. — Приблизились, увидели, что идет медведь. Объезжая его, мы проехали метров двести. Там был карманчик. Мы остановились, вылезли из машины, стали фотографировать.
Медведь сел на дорогу, мы подошли ближе, потом он встал на четыре лапы, мы испугались. Один человек находился в автомобиле и поехал на медведя. Согнал его с дороги в сугроб».
Тем не менее, даже когда зверь отошел с дороги и освободил автомобилям путь, водитель одного из «Уралов» не остановился.
«Он поехал за медведем, чтобы напугать или не напугать, не знаю, — продолжает мужчина. — Я не видел, проехал он мимо или наехал на него. Я спустился пешком с дороги по колее с телефоном. Оттуда из колеи поднялся медведь. Я испугался, медведь стал двигаться в мою сторону. Ко мне подъехал автомобиль, и я успел заскочить в кабину.
Потом две машины приблизились друг к другу, и медведь оказался между колесами «Уралов». Я вернулся, залез на капот, а он там.
Ребята вылезли из машин, стали фотографироваться. И тут медведь попытался вылезти. Я попросил дать что-нибудь, мне протянули лом, и ударил медведя. Тогда он немножко успокоился. Я попросил ребят уйти в будку-вахтовку, мало ли что. Автомобили отъехали. Медведь встал, прошел метров 50–100. Потом сел. Посидел и воткнулся мордой в снег».
Напомним, что видеозапись, на которой запечатлена жестокая «охота» на дикого медведя рабочих-вахтовиков в Якутии, была опубликована 26 декабря и вызвала острую осуждающую реакцию общественности. По минутному ролику видно, что действие происходит в лесу.
Мужчины на двух грузовиках «Урал» сначала долго преследовали медведя, а когда животное обессилело от погони, настигли его, включили телефоны и намеренно переехали.
Одного наезда живодерам показалось мало, и они повторили эту операцию несколько раз, буквально раздавив медведя. При этом на заднем плане один из мужчин одобрительно кричит: «Дави, дави его!» — а после просто выкрикивает нецензурные слова. В конце концов животное зажали между двумя машинами. Когда замученный и израненный медведь в последний раз попытался подняться, мужчины добили его железным прутом.
<3>Волна негодования после публикации записи в соцсетях сначала докатилась до министерства охраны природы Республика Саха (Якутия). Служащие ведомства начали проверку по факту незаконных действий, повлекших гибель животного. В действиях лиц усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 245 Уголовного кодекса (жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой).
Наказание по этой статье предусматривает несколько вариантов: от крупного штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. до лишения свободы сроком до двух лет.
Пока о дальнейшей судьбе задержанных не сообщается.
Напомним, что совсем недавно президент России Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции заявил, что поддерживает идею ужесточения наказания за неподобающее обращение с животными.
«Сейчас есть предложения по поводу ужесточения некоторых законодательных норм и вообще нормативного регулирования. Я бы их поддержал, но все, конечно, должно быть в рамках разумного. Регулирование, конечно, должно быть, безусловно», — сказал Путин.
Что касается 245-й статьи УК, то зоозащитники неоднократно говорили, что применить ее на практике довольно трудно. Документ позволяет по-разному трактовать действия обвиняемых, а кроме того, отношение сотрудников полиции к подобным случаям нередко скептическое.