С 15 ноября 2015 года на федеральных трассах России заработала система взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 т под названием «Платон». Собранные средства должны пополнять дорожный фонд для устранения последствий вреда, наносимого дорожному полотну от проезда тяжелых грузовиков.
Тогда же в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) заявили, что единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины, и назначили цену этому проезду. Согласно распоряжению правительства, сначала перевозчиков обязали платить 1,53 руб. за 1 км пути. В дальнейшем предполагалось, что с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит уже 3,06 руб., а после — 3,73 руб. Таким образом с перевозчиков планировалось собирать около 40 млрд руб. в год.
Рынок грузоперевозок насчитывает около 1 млн грузовых автомобилей. Оператором системы стало ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Эта компания реализует концессионное соглашение с Росавтодором в соответствии с распоряжением правительства России от 29 августа 2014 года. Фиксированная плата за услуги оператора составляет 10,6 млрд руб. — согласно договору, такую сумму концессионер, за вычетом штрафов в случае недочетов в работе, должен получать каждый год в течение 13 лет.
Чем запомнится «Платон»
С самого начала запуск системы сопровождался массовым недовольством дальнобойщиков. Они утверждали, что дополнительный сбор приведет к снижению их прибыли и возможному банкротству представителей малого бизнеса в сфере грузоперевозок. Также участники рынка прогнозировали ощутимый рост цен в магазинах, обусловленный удорожанием стоимости доставки. В итоге сценарий запуска «Платона» резко изменился — в Росавтодоре никак не могли ожидать, что проблема настолько сплотит автоперевозчиков по всей России и приведет к массовым протестам и попыткам блокировать федеральные трассы.
С требованием отменить «Платон» выступили водители в Московской, Тверской, Смоленской областях, Липецке, Челябинске, Красноярске, Тамбове, Карелии, Удмуртии и в других регионах.
Одни из самых громких акций прошли в Дагестане — местные водители вовсе хотели доехать колонной до Москвы и присоединиться к колонне из других городов. В итоге до столицы почти добрались несколько фур, но все они вместе с другими дальнобойщиками были заблокированы сотрудниками ГИБДД на подъезде к Москве на МКАД.
Собрал вдвое меньше
В итоге «Платон» власти, конечно, не отменили. Но пошли на ряд принципиальных уступок. Тариф был заморожен — 1,53 руб./км. Также была пересмотрена и политика в отношении штрафов. В случае первого «безбилетного» проезда юрлица сначала должны были платить 450 тыс. руб., а случае повторного — уже 1 млн руб. Штрафы для ИП и должностных лиц составляли 40 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. В итоге их снизили до 5 тыс. руб. за первое и до 10 тыс. руб. за повторное нарушение для всех групп.
Также пользователей системы пусть и не сразу, но освободили от уплаты транспортного налога — на суммы выплат в системе «Платон».
Что касается льготной стоимости проезда, то совсем скоро цена все-таки должна повыситься. В начале ноября Минтранс России предложил с февраля 2017 года повысить тариф «Платона» с 1,53 до 2,61 руб. за 1 км, а с июня — до 3,06 руб., то есть фактически в два раза за полгода. Это объясняется тем, что пока сборы от «Платона» в несколько раз ниже ожидаемых: за 2016 год, по данным Росавтодора, в дорожный фонд поступит всего около 20 млрд руб.
Что отремонтировали на деньги от «Платона»
Как рассказали «Газете.Ru» в Росавтодоре, первые собранные системой «Платон» 10,85 млрд руб. были направлены в мае на ремонт дорог, которые находились в самом критическом состоянии на момент 1 января 2016 года.
По итогам дорожного сезона отремонтировали более 1 тыс. км самых проблемных дорог в регионах. В настоящее время ремонтные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц треть отремонтирована на средства системы «Платон».
«Кроме того, 12 млрд руб. в этом году были направлены в 19 субъектов на строительство, реконструкцию и ремонт 31 искусственного сооружения — мостов и путепроводов, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора. — Первый из них, Затонский мост в Уфе, открыли в октябре 2016 года. В 2017 году будут построены еще четыре мостовых перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также Республике Алтай и Карелии. В 2018 году предполагается ввести в эксплуатацию Фрунзенский мост в Самаре, а в 2019 году — мост через реку Волгу в подмосковной Дубне.
Также за счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях».
Как «Платон» влияет на ритейл
Важно заметить, что оценка Росавтодора относительно удорожания стоимости доставки и, как следствие, роста цен в магазинах не совпадает с той, которой придерживаются сами перевозчики. В ведомстве уверены, что влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции оказалось несущественным.
«Это подтвердили и Минфин, и Центробанк, — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора. — Вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года. Потенциальное влияние сбора на прирост цен на продовольственные товары и услуги еще ниже. Это обусловлено тем, что доля транспортной составляющей в цене доставляемых товаров не превышает 1/10, что не является ощутимым для потребителя».
С этим не согласен директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов.
«Ставка в размере 1,53 руб./км увеличила стоимость перевозки на 4–6%, — сказал Дьяконов «Газете.Ru». — В структуре затрат перевозчика расходы на оплату проезда по федеральным трассам составляют до 5%, и их увеличение в любом случае придется переложить на владельца груза. Маржинальность бизнеса транспортных компаний составляет около 5%, таким образом, увеличение тарифа за проезд до 3,06 руб./км «съест» и так невысокую прибыль. Производитель или ритейлер в свою очередь вынужден будет увеличить стоимость товара для конечного покупателя. Нельзя говорить о каком-то «среднем» повышении цен на полках магазинов: чем выше себестоимость груза — тем меньший процент в его цене составляют транспортные издержки.
Сильнее всего от увеличения стоимости доставки страдают тяжелые и недорогие товары народного потребления».
Отметим, что ранее в интервью «Газете.Ru» генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро говорил, что «Платон», может, и не такая большая издержка по сравнению с ценой на сырое молоко, но все равно это существенный фактор. Когда тариф вырастет вдвое, это также повлечет рост стоимости логистики.
«Система «Платон» повысит наши прямые издержки, и цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов», — говорил он.
В свою очередь руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов рассказал «Газете.Ru», что действующий тариф в 1,53 руб./км увеличил себестоимость грузоперевозки у крупных транспортных компаний примерно на 4–6%, у небольших – на 10% и выше.
«Если плату за проезд повысят в два раза, то в два раза повысится и себестоимость перевозки, — считает Алексашов. — Тогда стоимость продукции, в первую очередь товаров первой необходимости, может увеличиться до 1–3%, в зависимости от доли логистики в общей цене товара. За год все игроки логистического рынка пересмотрели размеры тарифов на грузоперевозки. И важно, что причиной этому стало не только введение «Платона», но и ряд других факторов: повышение акцизов на топливо (с 1 апреля 2016 года), колебание курсов валют и, как следствие, удорожание новых автомобилей и комплектующих, перераспределение объемов грузоперевозок из-за снижения доли импорта. Часть перевозчиков не выдержала нагрузки на бизнес и ушла с рынка».