Лишенных прав за вождение в нетрезвом виде водителей суды пока не смогут отправлять на принудительное лечение. Заставлять лечиться от алкоголизма и наркомании таких автомобилистов судьи смогут не раньше осени, когда правительство сможет инициировать необходимые поправки в федеральное законодательство, а Госдума — принять их. При этом Министерству здравоохранения еще в апреле прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать проект федерального закона, позволяющий в принудительном порядке отправлять таких лишенцев в медучреждения на диагностику, профилактику или лечение. Согласно поручениям президента Владимира Путина по итогам прошедшего в марте заседания президиума Госсовета, правительство должно было внести проект федерального закона в Госдуму до 1 июня 2016 года. Однако исполнить поручение чиновники формально не успели.
При этом разработчик инициативы — Минздрав — о судьбе своего законопроекта даже сейчас говорит крайне обтекаемо. Две недели понадобилось ведомству, чтобы ответить на запрос «Газеты.Ru» о статусе законопроекта. В итоге пресс-служба Минздрава сообщила, что «поправки внесены в Госдуму 30 мая 2016 года», за день до окончания срока.
Как выяснила «Газета.Ru», чиновники действительно попытались внести документ в Госдуму, но не в виде правительственного законопроекта, а как новеллы ко второму чтению другого законопроекта депутата Вячеслава Лысакова, касающегося сокращения числа документов при оформлении пьяных водителей.
В итоге правительство потерпело фиаско — предложения Минздрава оказались среди поправок, которые комитет по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал к отклонению.
Стоит отметить, что отклонение комитетом нижней палаты правительственных поправок — исключительный случай, поскольку предложения Белого дома, как правило, одобряются комитетами и Госдумой.
«Мой законопроект о сокращении числа документов при оформлении нетрезвых водителей был готов ко второму и третьему чтениям, — рассказывает «Газете.Ru» Лысаков. — Вдруг из правительства спускают поправки к моей инициативе, которые готовил Минздрав.
В Минздраве все сроки пропустили и решили на моем горбу въехать в рай — по-быстрому предложить поправки в мой законопроект, а не вносить свою инициативу отдельно от правительства, на что требуется больше времени.
Но решать такие вопросы по-быстрому нельзя, и профильный комитет со мной согласился и отклонил поправки. Это сложный законопроект и требует тонкой проработки. Кроме того, инициатива предполагает увеличения финансирования из бюджета. Мои же поправки не предполагают траты бюджетных средств. Да и вообще концептуально это разные инициативы».
Конституционный комитет подробно изложил все претензии к предложенным новеллам. Например, депутаты отметили, что поправками правительства не предусмотрено внесение изменений в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», без чего принудительно лечить нарушителей нельзя. «Закон не предусматривает возможности такого вмешательства в отношении лиц, совершивших административные правонарушения», — поясняют свою позицию в конституционном комитете Госдумы.
Критикуют депутаты и предложение обязать лишенцев приносить отдельное медицинское заключение из наркологии для того, чтобы получить права по истечении срока лишения.
«Действующей редакцией КоАП РФ уже предусмотрено, что для возврата водительского удостоверения указанные лица проходят медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, при этом порядок такого освидетельствования уже предусматривает обследование врачом-психиатром-наркологом», — говорится в заключении профильного комитета.
Лысаков также отметил, что поскольку сама ситуация, когда отклоняются предложения правительства, скандальная, то и чтения его законопроекта руководство Госдумы перенесло на осень.
Оперативно прояснить ситуацию в пресс-службе Минздрава «Газете.Ru» отказались, потребовав направить новый запрос. Официального комментария от чиновников в правительстве, курирующих дорожную безопасность, «Газете.Ru» получить не удалось.
Стоит отметить, что в итоге Минздрав стал единственным ведомством, кто отстал от графика правительственного плана по снижению смертности в ДТП, — остальные законопроекты, предусмотренные этим планом, например введение наказания за опасное вождение и систематические нарушения ПДД, были внесены правительством в Госдуму в срок.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, рассказывает, что министр здравоохранения Вероника Скворцова устроила разнос своим подчиненным, не сумевшим добиться исполнения поручения президента.
Эксперты инициативу, которая теперь уже в том или ином виде в теории может быть рассмотрена Госдумой только осенью 2016 года, не поддерживают.
Юрист Лев Воропаев считает, что в случае изменения законодательства все без исключения водители, которых лишают прав за езду в нетрезвом виде, будут обязаны проходить лечение. «Зная нашу систему, можно предположить, что начнутся перегибы. Индивидуального подхода не будет, и всех поголовно будут заставлять лечиться. Это, конечно, не правильно».
Воропаев отмечает, что в ряде регионов, например в Челябинской области, только предлагаемая чиновниками инициатива уже давно работает на практике. «ГИБДД без исключений отказывает в возврате прав гражданам, которые не наблюдались в период лишения у нарколога.
Наблюдаться надо как минимум в течение года. Формально — это не принудительное лечение, это просто ограничение в правах. Видимо, теперь чиновники решили узаконить эту схему и распространить ее на все регионы», — рассказывает юрист.
Критически настроен к предложениям чиновников и депутат Лысаков. «То, что водитель сел за руль в нетрезвом виде, говорит о недисциплинированности, но никак не о факте алкогольной зависимости, — говорит он. — Например, лишенцев можно отправлять на лекции или на углубленную медкомиссию перед возвратом прав. Но всех автоматически отправлять лечиться — это слишком, тут нужен дифференцированный подход».
Напомним, что, как писала «Газета.Ru», о готовности проекта федерального закона, предусматривающего возможность направлять на лечение водителей, лишенных прав за вождение в пьяном виде, представитель Минздрава Татьяна Басманова заявляла еще в октябре 2015 года на представительном совещании у министра «открытого правительства» Михаила Абызова. Эта инициатива была одной из наиболее обсуждаемых на совещании тем. Ряд чиновников тогда предлагали принудительно лечить не только тех, чье нетрезвое состояние в момент управления транспортным средством было доказано, но и тех граждан, кто от прохождения медосвидетельствования отказался.