Неожиданное продолжение получила скандальная выходка сына вице-президента компании «ЛУКойл» Руслана Шамсуарова, его друга Абдувахоба Маджидова и еще двоих столичных стритрейсеров Мары Багдасарян и Виктора Узкова. Они прославились на всю страну тем, что 22 мая устроили многочасовые гонки с полицией в Москве на Mercedes G 63 AMG, которые транслировались через приложение на смартфоне.
После настоятельной просьбы возмущенного начальника столичного ГУ МВД по Москве генерал-лейтенанта Анатолия Якунина к Следственному комитету найти все возможные варианты возбуждения уголовных дел против нарушителей ведомству удалось превзойти все ожидания и выступить даже более жестко, чем МВД и прокуратура.
Так, только в понедельник в столичной прокуратуре заявили, что не усматривают в действиях молодых людей на «Гелендвагене» признаков хулиганства, подробно объяснив мотивировку такого решения. «В соответствии с законом уголовно наказуемым хулиганством может быть признано только такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершено с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», — отметили в надзорном ведомстве.
Поэтому принятые ранее два постановления о возбуждении уголовного дела по ст. 213 УК РФ «Хулиганство», вынесенные в ГУ МВД России по Москве в связи с «гонками» по столице, были прокуратурой поочередно отменены. Причем вторая неудачная попытка столичных полицейских предусматривала привлечение к ответственности уже не только водителя Mercedes, но и всех четырех молодых людей, находившихся в салоне.
В надзорном ведомстве посчитали вполне достаточным привлечение представителей «золотой молодежи» к уголовной ответственности лишь за оскорбление представителей власти (ст. 319 УК РФ). То есть максимальное наказание, на которое только вчера могли рассчитывать нарушители, водитель и пассажиры, это исправительные работы на срок до одного года.
В связи с этим все материалы на «золотую молодежь» передали в Следственный комитет, который расследует подобные дела.
СК превзошел МВД и прокуратуру
В тот же день в Главном следственном управлении СК России по городу Москве начали доследственную проверку по факту оскорбления сотрудников столичной полиции. Однако во вторник в СК пришли к выводу, что в действиях всех четырех фигурантов усматривается не только оскорбление полицейских, но и все то же хулиганство.
«Следственными органами возбуждено уголовное дело в отношении Абдувахоба Маджидова и Руслана Шамсуарова, а также других лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 и ст. 319 УК России (хулиганство, оскорбление представителей власти)», — заявили в СК во вторник.
Примечательно, что ранее МВД усматривало в действиях гонщиков лишь «первую» часть ст. 213 — следователи полиции считали, что езда на Mercedes может быть приравнена к применению оружия. Максимальная санкция по данной статье предусматривает ответственность до пяти лет лишения свободы.
А вот инкриминированная во вторник Следственным комитетом статья «вторая» предусматривает уже до семи лет лишения свободы. В СК посчитали, что деяние было совершено «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка».
В дальнейшем при расследовании будет проведена судебно-лингвистическая экспертиза для оценки высказываний подозреваемых. Также будут допрошены все участники событий, в том числе и сотрудники полиции с предъявлением им растиражированного видео для конкретизации действий каждого из фигурантов.
10 килограммов еды и три книги
Сейчас Руслан Шамсуаров отбывает 15-суточный административный арест. Он стал последним участником гонок, которого задержала полиция, но сделать это оказалось не так просто. Так, после длительных допросов в полиции 20-летний Шамсуаров на некоторое время выпал из поля зрения правоохранителей, отключил телефон и не выходил на связь. К его розыску подключились оперативные службы, и только в субботу утром, 28 мая, стало известно о том, что Шамсуаров задержан и его уже везут в суд. Позже выяснилось, что нашли молодого человека еще накануне вечером в одной их частных клиник, где он попытался спрятаться от сыщиков. Только после того, как руководство столичного МВД пригрозило созвать независимую медицинскую комиссию для определения состояния здоровья Шамсуарова, его «выдали» полицейским, несколько часов допрашивали, а затем арестовали.
Как выяснил Life.Ru, после вердикта суда молодой человек был определен в спецприемник №2 ГУ МВД по Москве. Его соседями по камере являются Николай Крутанов — активист, участвовавший в пикете «Мы — наследники Российской империи», и Дмитрий Антонюк – водитель, отказавшийся проходить медосвидетельствование. Условия в спецприемнике №2 — мягкие. Арестантам разрешают сделать звонок продолжительностью до 15 минут. Им разрешено одно свидание в день протяженностью два часа. Также родственники или адвокаты могут приносить еду, одежду и другие не запрещенные предметы, но не более 10 килограммов в день.
По словам источников издания, Шамсуарова навещала его мать. Она принесла сыну два пакета еды — колбаса, сыр, хлеб, чай, яблоки, орехи. Помимо этого ему передали три книги и дезодорант.
Напомним, что особый резонанс инцидент с погоней приобрел благодаря трансляции в Periscope, которую вел Шамсуаров. Молодой человек не только записал само бегство от сотрудников ДПС, в ходе которого молодые люди не сдерживали себя в выражениях, но и уже после задержания допустил ряд оскорбительных и пренебрежительных заявлений в адрес стражей порядка. После того как с выложенными на YouТube видеозаписями (свой аккаунт в Periscope Шамсуаров оперативно удалил, но видео уже попало в сеть) ознакомился лично глава московской полиции Анатолий Якунин, он потребовал от подчиненных искоренить подобное явление.
Сам Шамсуаров сделал ранее два заявления в сети, в которых извинялся за свое поведение перед полицейскими и жителями города и сожалел, что таким образом бросил тень на свою семью.