С 15 марта на 22 улицах в центре Москвы в зоне платной парковки появились 95 мест только для стоянки местных жителей. Льготные машино-места обозначены знаками 8.9.1 «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений», а также информационными щитами. Пилотный проект коснулся пока четырех районов ЦАО: Тверского, Мещанского, Пресненского и Арбата. К концу текущего года столичные власти решат, прижилось ли нововведение и следует ли эту практику расширять.
Напомним, что право на парковочное резидентное место имеют собственники и официальные арендаторы жилья. Резидентное разрешение выдается сроком на один год и дает право на бесплатную стоянку с 20.00 до 8.00 каждый день. За 3 тыс. руб. в год парковка для местных жителей бесплатна круглые сутки. Парковаться на льготных местах могут только те автовладельцы, у кого есть такое разрешение, и только в своем районе проживания.
Примечательно, что стоянка «только для резидентов» предназначена, несмотря на название таблички, далеко не только для местных жителей. Так, парковочными местами на тех же основаниях могут пользоваться водители такси, резиденты — ветераны ВОВ и Герои СССР, многодетные семьи, а также пользователи каршеринга — сервиса проката автомобилей.
Как убедился корреспондент «Газеты.Ru» в первый день работы пилотного проекта, многие автомобилисты из числа нерезидентов либо еще не разобрались с нововведениями, либо сознательно решили игнорировать новые правила парковки в Москве.
На нескольких улицах, которые вошли в пилотный проект, на обособленных для резидентов местах встречались машины с закрытыми номерными знаками, а также, например, с открытыми багажниками, чтобы паркон не смог зафиксировать задний регистрационный знак нарушителя.
При этом, как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), парконы не будут фиксировать номера автомобилей, стоящих на парковках для резидентов. Эта функция возложена исключительно на пеших инспекторов «Московского паркинга».
На льготных парковочных местах можно было встретить и автомобили с подмосковными номерами, владельцы которых едва ли являются при этом жителями центра столицы.
Что касается остальных машин, припаркованных во вторник на льготных местах, то установить, принадлежат ли они резидентам и оформлены ли автовладельцами резидентные парковочные разрешения, невооруженным глазом нельзя. Это могут сделать только уже упомянутые сотрудники «Администратора московского парковочного пространства» (АМПП) с планшетом. Штраф для нарушителей — 2,5 тыс. руб.
При этом инспекторы АМПП будут лишь фиксировать нарушения и передавать информацию в ГИБДД. Только сотрудники Госавтоинспекции имеют право выписывать штраф за данное нарушение — для этого его специально прописали в ПДД РФ.
Эвакуировать транспортное средство автомобилиста, не являющегося резидентом, власти не смогут
– обязательных для этого табличек «Работает эвакуатор» перед участками улиц с льготными местами не установлено.
Ранее в интервью «Газете.Ru» заммэра Москвы по транспортным вопросам Максим Ликсутов пояснял, что пилотный проект будет продолжаться 6–9 месяцев.
«В основном эти места будут созданы там, где альтернативы у жителя, кроме как оставить машину на улице, нет,
— анонсировал новшество Ликсутов. — Это в основном Старая Москва, Замоскворечье, где узкие улицы и полное отсутствие и возможность, самое главное, создать либо подземный, либо надземный гараж. Особенно в условиях исторической застройки. Это делается в первую очередь для местных жителей, и для них эта парковка будет бесплатной».
По его словам, успешность нововведения будет определяться результатами мониторинга загруженности дорог, а также удовлетворенностью самих резидентов, по заявкам которых и определялись участки улиц для пилотного проекта.
Во вторник в пресс-службе АМПП «Газете.Ru» уточнили, что во время работы проекта планируется проводить опросы местных жителей, по итогам которых будет принято решение о том, необходимо ли вводить данную инициативу на постоянной основе. «Помимо опросов будут производиться исследования заполняемости мест, типов паркующихся на местах автомобилей, иных транспортных показателей», — отметили в ведомстве.
Возможно, в центре Москвы у жителей определенных домов действительно существует острый дефицит пространства.
Однако вызывает сомнения, что на эту проблему могли пожаловаться автовладельцы, например, живущие в доме 29/36 на Поварской улице, рядом с которым для резидентов выделили аж восемь парковочных мест.
Проезд во двор этого дома для чужаков преграждает шлагбаум, а в самом дворе навскидку можно припарковать не менее трех десятков автомобилей.
При этом свободных парковочных мест «для всех» на Поварской в понедельник утром найти практически невозможно. Похожая ситуация и в Большом Девятинском переулке, где четыре парковочных места для резидентов расположены у дома №3. Двор, также закрытый шлагбаумом, здесь действительно небольшой — максимум на десять машин, однако рядом с проезжей частью обустроена большая плоскостная парковка, на которой, судя по всему, и оставляют свой транспорт местные автомобилисты.
В районе Патриарших прудов места для резидентов появились на Спиридоновке и в двух примыкающих переулках — Спиридоньевском и Большом Патриаршем. Сотрудники АМПП готовили необходимые дорожные знаки здесь в ночь на вторник. На некоторых даже не успели до конца оторвать черную полиэтиленовую пленку, которая закрывала их до сегодняшнего дня. Все 11 льготных парковочных мест на трех упомянутых улицах во вторник днем были заняты. При этом среди припаркованных машин было и несколько с номерами других регионов. Ни сотрудников АМПП, ни тем более инспекторов ГИБДД поблизости замечено не было.