Международный Женевский автосалон не зря особенно любим гостями и журналистами за свою немного расслабленную атмосферу. Многочисленные концепт-кары, которыми славится выставка, и уже серийные автомобили размещены на площади «всего» 80 тыс. кв. м. На практике это означает возможность обойти все стенды и изучить самые любопытные экспонаты без риска стереть ноги. Все новинки, которыми с гордостью хвастаются автобренды, расположены в едином комплексе Palexpo. Просторные залы находятся рядом друг с другом и создают если не камерную, то уж точно очень дружескую атмосферу. Все бренды занимают положенные им площади, от совсем небольших до целых «полей», и при этом остаются связанными одной общей целью развития технологий и поголовной автомобилизацией населения планеты. Презентации бренды организуют консервативно, ограничиваясь красочным видеорядом и коротким выступлением высокопоставленного спикера.
Однако в этот раз помимо ярких премьер на автосалоне красной линией проходят несколько важных тем — от истории с дизельгейтом от Volkswagen до экономических трудностей, которые испытывает российский «АвтоВАЗ».
Корреспондент «Газеты.Ru» пообщалась с самыми неуловимыми топ-менеджерами автобрендов и узнала, отчего продажи премиум-каров даже в кризис продолжают расти, почему отечественные поставщики запчастей встают на пути экспорта автомобилей из России и зачем Volkswagen в будущем планирует вовсе отказаться от водителей.
Устройство обмана для Volkswagen и «зеленые» технологии
Автосалон начался с забавного, но злого в отношении Volkswagen перформанса. Немецкая марка открывала серию презентаций. Однако в момент выступления главы отдела продаж Volkswagen Юргена Стакманна на сцену выскочил переодетый в механика британский комик Саймон Бродкин.
Сначала публика приняла его за активиста Greenpease, поскольку в руках он держал «прибор для обмана» — прозрачный намек на скандал после обнаружения неправильного ПО в дизельных автомобилях бренда.
Активист лег на пол перед машиной и изобразил установку прибора на автомобиль. Стакманн попытался отшутиться и держать лицо, однако досадное напоминание о промахе, подмочившем бренду репутацию, сделало свое дело. Тем не менее доминирование немецкой автомобильной группы Volkswagen на Женевском автосалоне очевидно. Практически каждый бренд, входящий в VW Group, выстрелил премьерой, и даже не одной. К примеру, Bugatti выкатила роскошный Chiron. Skoda представила концептуальный Vision S, который, как уверяют в компании, на 90% соответствует будущему серийному SUV марки. Audi отметились, в частности, концептом h-tron и кроссовером Q2, заказы на который начнут принимать в декабре, а в продаже он появится в январе 2017 года. Porsche привезли 718-й Boxter S.
Сам Volkswagen выкатил уже серийный флагманский седан внушительного размера под названием Phedeon, рассчитанный на китайский рынок, а также показал множество вариантов воплощения электротехнологий, включая электробус Volkswagen Budd-e. А концепт-кар VW T-Cross Breeze должен заставить нас призадуматься о внешнем виде будущих кроссоверов.
В целом, чтобы переключить внимание с дизельного скандала на новое позиционирование марки как экологичной и технологичной, новый гендиректор компании Маттиас Мюллер с десяток раз произнес формулировки о «переизобретении автомобиля», «трансформации бренда», мобильных технологиях и системах управления автомобилем без водителя.
«Многих людей мы разочаровали, и мы будем работать, чтобы вернуть их доверие, — заявили представители руководства VW во время традиционной предпремьерной вечеринки Volkswagen Night накануне автосалона. — Пока мы не комментируем ситуацию, чтобы не порождать спекуляций, и совсем скоро опубликуем подробный отчет о расследовании инцидента. Мы будем делать все больше электрокаров и гибридов, они будут заряжаться быстрее, а стоить дешевле».
Еще больше увлечь технологиями будущего попытался Йохан Юнгвирт, специалист по технологиям автопилотирования, которого немецкий концерн переманил у Apple. Он уверенно рассказывал о том, что уже через пять лет автомобили смогут ездить без водителей, а к 2025-му научатся сами парковаться за городом, чтобы снизить необходимость в стоянках в городе как таковых, и приезжать за своим владельцем из любой точки. Правда, работа над технологиями ведется VW около полугода — аккурат с момента начала дизельного скандала, да и, что такое снег и сугробы на парковках, такие машины пока даже представить не могут.
Renault Nissan защищают «АвтоВАЗ» и отбиваются от дизельгейта
Второй самой обсуждаемой темой в Женеве стал, как ни удивительно, «АвтоВАЗ», продукцию которого, к сожалению, мы вряд ли увидим на этой площадке в ближайшие годы. Вопросы о финансовом положении автогиганта волновали не только российских, но и иностранных журналистов, которые посетили встречу с главой Renault Nissan Карлосом Гоном. Больше всего общественность волновали вопросы о том, сохранится ли альянс в текущем виде, ведь Renault потерял более €620 млн от участия в «АвтоВАЗе» и будущее управленца из Швеции Бу Андерссона. Говоря о первом аспекте, Гон оказался наиболее открыт и дал понять, что сотрудничество с российским предприятием предполагает долгосрочные инвестиции. А вот отвечая на второй вопрос, напустил тумана, лишь намекая, что у Андерссона в этом году истекает контракт, а смена поколений происходит рано или поздно. Сам Андерссон также прибыл во вторник на Женевский автосалон, правда, опоздав на два часа из-за задержки рейса.
Что более неожиданно, Гону пришлось также отбиваться от вопросов журналистов о дизельном скандале с VW, после которого проверки начались и в других подразделениях автомобильной группы. Говоря о том, как инцидент повлиял на автоотрасль в целом, известный топ-менеджер заявил, что в настоящее время нет понимания того, что существуют нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, но при этом их количество может отличаться в зависимости от условий, в которых находится автомобиль.
«Производители рассказывают, каковы уровни выброса в атмосферу у их автомобилей, а различные регуляторы подтверждают их соответствие нормам, — сказал Гон. — Но у водителей нет возможности протестировать это и понять, что при ряде условий уровень этих выбросов может отличаться от заявленных. В итоге евросообщество решило сделать эти нормы более конкретными, так появился стандарт Евро-6, и мы этому рады. Однако до сих пор любой опытный испытатель может взять машину и показать, что ее выбросы отличаются от заявленных. В этом проблема. С нашей стороны я могу сказать, что, если вас так заботят эти вопросы, просто переключайтесь на электрокары, выбросы будут нулевыми. И сейчас у нас есть преимущество, ведь мы производим более 50% всех электрокаров в мире».
Богатые гуляют, средний класс пережидает
В угоду щепетильным в вопросах экологии европейцам большинство автопроизводителей продолжают работать над развитием направления электрокаров и гибридов: иметь розетку рядом со своей новинкой считается тут хорошим тоном. Audi с линейкой e-trone, Porsche с Panamera S e hybrid, BMW с i8, Toyota с Prius, Rav 4 Hybrid Sapphire, Lexus с LX 500 h, Huyndai с ix fuel cell и множество других «зеленых» решений. Тем не менее большинство представителей брендов в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» признаются: России до встречи с такими технологиями еще далеко. «Пока мы не придумаем, как батареи смогут работать при минус 30 градусах, мы вряд ли сможем вас этим порадовать, — говорит представитель известной марки. — Чтобы быть успешными и делать деньги в России, нужно переключаться на более дорогие модели — только у богатых клиентов они остались». С коллегой согласен и Барни Винче, руководитель отдела менеджмента и маркетинга Chevrolet. «В Женеве мы показали новый Chevrolet Camaro, наш план — привезти его и в Россию, может быть, не в этом, но в следующем году такие планы есть. Также мы показываем новый Corvette Grand Sport, но сейчас для него не лучшее время в России. Сейчас в России вообще непросто. Наша стратегия позволила нам сохранить присутствие в вашей стране и своих дилеров — мы оставили только премиальное направление. Сейчас все бренды идут именно туда, поскольку в этом сегменте есть состоятельные покупатели, а после обесценивания рубля средний класс практически не может позволить себе новые автомобили. Посмотрите на Hyundai с их Genesis G90, даже Nissan показывает свой концепт Premium Quashkai, намекая, что будет стремиться в более высокий сегмент».
Глава Mazerati Джулио Пасторе также имеет большие надежды на Россию. Он уже начинает подсчитывать предзаказы на новый Levante, ищет новых дилеров и утверждает, что планирует продать за год порядка 500 автомобилей.
Правда, с оговоркой: если курс евро будет ближе к своим значениям «как в старые добрые времена». Если этого не случится, придется рассчитывать на стабильную сотню.
А вот массовые бренды, особенно те, чьи продажи невелики, рассказывают, что выживают благодаря поддержке автопроизводителей — без нее точно бы пришлось сворачивать свое присутствие в России. «Радует, что в нас верят. Если бы российский рынок был признан неперспективным в будущем, никто бы не стал с нами церемониться, — рассказывает представитель одной из компаний без локализованного производства в России. Поэтому наша стратегия — это перетерпеть. А надежды на то количество людей, которые будут покупать автомобили уже после кризиса, в этом помогают».
Напомним, что в этом году Женевский автосалон проводится уже 86-й раз. Судя по последним выставкам, в течение ближайших двух недель мотор-шоу посетят около 700 тыс. человек.