Тарифы на проезд на первом участке новой платной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург привлекли внимание Генпрокуратуры. Надзорное ведомство обратило внимание на ситуацию вслед за чиновниками, которые с удивлением выяснили, что новой трассой почти никто не пользуется. Проверка Генпрокуратуры установила, что изначально саму возможность установить столь высокую плату за проезд допустило правительство РФ.
Согласно сообщению, ведомство провело анализ законности установления тарифов за путь от МКАД до Солнечногорска (на участке с 15-го по 58-й км), где водители легковушек в часы пик должны платить по 500 руб. в один конец. Проверка была инициирована «в связи с многочисленными обращениями граждан, депутатов Госдумы и публикациями в средствах массовой информации».
«В 2015 году правительством введен платный режим проезда по указанному участку автодороги», — отмечают в надзорном ведомстве. При этом размер тарифа проезда по нему установлен концессионером и составляет от 200 до 500 руб. для легкового автомобиля и до 1200 руб. – для грузового. Это вызвало многочисленные жалобы со стороны автовладельцев и автоперевозчиков.
Установлено, что данная ситуация стала возможной из-за несвоевременного принятия правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов, которые не должны превышаться концессионером».
И действительно, ст. 40 федерального закона «Об автомобильных дорогах» содержит требование по установлению максимального тарифа на проезд по платным дорогам или участкам дорог. «Максимальный размер платы за проезд ТС по платным автомобильным дорогам, созданным или реконструированным на основании концессионных соглашений, определяется решением о заключении концессионного соглашения и не может превышать предельное значение, установленное соответственно правительством Российской Федерации», — указано в законе.
О результатах проверки Генпрокуратура проинформировала кабинет министров, предложив ему установить предельные значения тарифов по трассе М11.
Еще до вмешательства Генпрокуратуры вопрос о снижении тарифов на проезд по новой трассе начали предметно обсуждать все заинтересованные стороны. В частности, первое заседание рабочей группы, в которую входят представители Минтранса, ГК «Автодор» и концессионера – Северо-Западной концессионной компании (СЗКК), состоялось 19 января.
Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией, одной из основных тем обсуждения был опыт решения подобных проблем во Франции, к которому ранее предложил обратиться министр транспорта Максим Соколов.
«По сути единственным предметом обсуждения на встрече был опыт Франции, где местные власти договариваются с операторами дорог о скидках на проезд,
— рассказал источник. — Представители Минтранса на встрече делали соответствующую презентацию. Было только обсуждение, и никаких решений принято не было. Но понятно, что уже в ближайшие дни должны договориться».
Ранее министр транспорта Максим Соколов посоветовал изучить опыт муниципалитетов Франции, которые договариваются с концессионером о скидках на проезд для социально нуждающихся слоев населения, гарантируя оператору дороги, что по ней будет проходить определенное количество транспорта. «Максимальным тарифом при оплате наличными может стать 250 руб., а тарифы с арендованным транспондером могут оказаться еще на 20% ниже», — отмечал министр.
Пресс-секретарь ГК «Автодор» Екатерина Варенова подтвердила, что на прошедшей встрече решения по тарифам на М11 принято не было. Стороны обменялись мнениями о сложившейся ситуации. Идет выработка решений, которые станут приемлемы для всех — и для государства, и для потребителей, и для концессионера, — заявила она «Газете.Ru». — Государственная компания «Автодор» и концессионер действуют в замках российского законодательства и концессионного соглашения, заключенного в 2009 году. Максимальные тарифы, прописанные в концессионном соглашении, рассчитываются по формулам, где учитывается индекс потребительских цен».
«Все наши тарифы четко соответствуют концессионному соглашению, где указаны средневзвешенные и предельные тарифы», — подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе СЗКК.
Получить оперативный комментарий от представителей Генпрокуратуры, Министерства транспорта РФ и правительства Московской области «Газете.Ru» в среду не удалось.
Однако, судя по активности всех заинтересованных сторон, а также широкому резонансу, который вызвали тарифы на проезд, нетрудно предположить, что в ближайшее время они будут заметно снижены. Первый шаг в этом направлении был сделан в новогодние праздники, на время которых стоимость проезда снизилась вдвое.
Отправной точкой новых шагов по либерализации тарифов стало заявление в конце прошлого года главы Подмосковья Андрея Воробьева. «Очень много нареканий. Это очень дорого. Тысяча рублей в день — это катастрофа, — сокрушался губернатор, не обнаружив автомобили на новой трассе в ходе рабочей поездки на вертолете. — Но там же концессия, контракт. Они умножили те доллары, которые считали, получились эти рубли. Но с точки зрения экономики есть понятие «эластичность рынка». Люди не могут себе это позволить. Трасса практически пустая». При этом Воробьев пообещал, что власти «будут вести работу».
После этого власти региона и обратились в Минтранс с предложением проработать снижение тарифа и обсудить ситуацию на координационном совете по развитию транспортной системы города Москвы и Московской области, что и было сделано. Однако принять решение 19 января стороны все-таки не смогли.
Напомним, что в ходе церемонии запуска движения по первому участку М11 в конце 2014 года глава администрации президента Сергей Иванов заявил, что ориентировочная стоимость проезда по новой трассе до аэропорта Шереметьево составит 100 руб., а по всем участку — 300 руб. Начало сбора платы тогда планировалось на 1 июля 2015 года, однако в дальнейшем эта дата неоднократно переносилась. Плату с водителей в итоге начали собирать во второй половине ноября. Сразу после этого многие водители, недовольные высокими тарифами, вернулись на бесплатный дублер — Ленинградское шоссе. Там снова начали образовываться пробки, как до начала работы платного участка, а сама новая магистраль практически опустела.